EDES

Афиша_программа

                                              Афиша открытие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 апреля             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 апреля                                     5-6 апреля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 апреля                                       9 апреля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 апреля

                                             10 апреля Северск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Участники фестиваля:

 

 

 Олег Пайбердин

 

 

 

 

 

 


Композитор Олег Пайбердин (doc)
,    

 

 Лаборатория новой музыки
           

 

 

 

 

Лаборатория новой музыки (doc),

 

Ансамбль «Галерея актуальной музыки»

Ансамбль "Галерея актуальной музыки" (doc).

 

 Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)

 

 

 

 

 

 

 

 Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) (doc)


Печа - Куча (doc)

Концерт "В день рождения Эдисона Денисова" (docx)

 

Доменек Гонсалес де ла Рубиа

                           Эстела Барриентос

 Концерт современной испанской музыки (docx)

 

 

 

 

 

 

 

Организаторы фестиваля с музыкантами ансамбля

 Организаторы фестиваля с музыкантами ансамбля "Галерея актуальной музыки" после концерта

 

28 марта 2012 года в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа при полном аншлаге состоялось Открытие Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова.

     Ведущая Открытия Василина Сыпченко коротко ввела публику в историю предыдущих фестивалей современной музыки, сделав акцент на предпоследнем – в 2010 году, который проходил параллельно со II Международным конкурсом молодых композиторов имени Эдисона Денисова.
          Ответственную миссию «запуска» двухнедельного праздника современной музыки, как обычно приуроченного ко дню рождения нашего знаменитого земляка, успешно выполнил начальник Департамента по культуре Андрей Александрович Кузичкин. Он выразил радость по поводу того, что в недавно открывшемся концертном Хрустальном зале музыкального колледжа уже проводятся такие грандиозные проекты, а также подчеркнул большую значимость для Томской области, а также России в целом мероприятий, посвящённых памяти и творчеству выдающегося композитора современности, томича Эдисона Васильевича Денисова. В заключение своего выступления Андрей Александрович вручил дипломы фестиваля солистам ансамбля «Галерея актуальной музыки», среди которых в Томск приехали  не только отечественные музыканты (кларнетист Михаил Безносов и виолончелист Сергей Асташонок), но и украинский скрипач Владислав Народицкий и польская флейтистка Эдита Фил.
    Директор Томского музыкального колледжа Наталия Игоревна Чабовская рассказала о предстоящей обширной и разнообразной программе, заметив, что сочинения, которые прозвучат на фестивале, смогут удовлетворить самые разные музыкальные предпочтения слушателей: от кардинально авангардных через «мягкоавангардные» до классиков музыки XX века, произведений юных томских композиторов, джаза и рока.
    Открытие оказалось «крутоавангардным»! Ансамбль «Галерея актуальной музыки» под руководством Олега Пайбердина исполнял самую актуальную музыку – преимущественно сочинения 2011 и 2012 годов. Это пьеса Марины Шмотовой «Венеция» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (2011), вдохновлённая работой фотохудожника Ивана Порто «Блики, отражения, мерцания». Произведение Ольги Викторовой, Арт-директора Ансамбля новой музыки Свердловской государственной филармонии «Из темноты» («Де тенебрис», 2012), которое было вдохновлено рассказом Борхеса «Сад расходящихся тропок». Сочинение «Канцонетта» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (2012) Сергея Пилютикова, художественного руководителя Ансамбля новой музыки «Рикошет» из г. Киева. Композиция выпускника Томского музыкального колледжа, ныне аспиранта Московской государственной консерватории Георгия Дорохова «Топинамбур» для флейты, скрипки и рояля, который в настоящее время слывёт в России наиболее экстравагантным композитором среди авангардистов. Причём для Георгия «Топинамбур» - это вовсе не предел оригинальности, скорее нечто весьма «классичное». Как мы узнали от организаторов фестиваля, что-то совсем необыкновенное из его произведений прозвучит на «Суперавангардном» концерте 8 апреля в Хрустальном зале.
        Обрамляли концерт сочинения классиков авангарда: Яниса Ксенакиса («Харизма» для кларнета и виолончели, 1971) и Эдисона Денисова (Соната для кларнета в 2 частях).
Наверное, не будет преувеличением сказать, что на инструментах не играли в привычном понимании этого слова. На них пилили, стучали, скрипели и т.д. и т.п., их поглаживали, в духовые не вдували воздух, а выдували его. А кларнетист Михаил Безносов продемонстрировал безупречное владение перманентным дыханием, чем владеет далеко не каждый исполнитель на духовых. На рояле играли, заглушая струны или вовсе не по клавишам. Это было уникально. А как флейтистка щёлкала, стрекотала, свистела в свой инструмент, некоторые увидели впервые в своей жизни. Многие слушатели Открытия действительно никогда не видели и не слышали столь разнообразные и нетрадиционные приёмы исполнения на струнных и духовых музыкальных инструментах. Однако это оказалось чрезвычайно интересным и познавательным.
    Как выразилась ведущая концерта, лектор Новосибирской филармонии Марина Якушевич, предвосхищая одно из исполненных произведений, «сейчас Вы услышите музыку неземной красоты». Любопытно, что в качестве земной красоты мы теперь, по-видимому, воспринимаем всю классико-романтическую традицию, а современные композиторы-новаторы (или авангардисты) в сфере академической музыки, с одной стороны, делают некий прорыв в будущее, а с другой – отражают наш всё менее гармоничный, урбанистический, электронно-механический мир. Наверное она такая, красота неземная, то есть не природная, не естественная?
_______________________________________________

Приведём отзывы об Открытии, написанные юными специалистами - студентами Томского музыкального колледжа специальности «Теория музыки».

Григорий Лосенков, студент 2 курса

    28 марта 2012 года в Хрустальном зале прошло открытие Международного фестиваля современной музыки имени Э. Денисова.
       Открывало его произведение Я. Ксенакиса «Харизма» для кларнета и виолончели, композитора, чьи произведения уже во многом стали классикой современной музыки. По сравнению со всеми остальными произведениями, звучавшими на концерте, его можно назвать менее эпатирующим и шокирующим, но во время его исполнения публика уже находилась в состоянии, мягко говоря, удивления, не предполагая, что будет звучать дальше. А дальше пошла целая плеяда небольших пьес современных композиторов, причем в прямом смысле, потому что многие из них написаны в XXI веке, а некоторые даже в 2012 году. И здесь продолжается наше удивление, эпатирование публики. Главным материалом для их создания послужил не музыкальный звук в традиционном его понимании, а различные сонорные эффекты, полученные при помощи нетрадиционных приемов извлечения. Лично мне из всего концерта понравились и хорошо легли на слух только два произведения: «Венеция», написанная под впечатлением фотографии, и «Ржавчина». Они в полной мере содержали все современные приемы звукоизвлечения, но отличало их от остальных централизующая и цементирующая роль ритма. Ритм в них привнес некоторую организованность и стройную логику, которой, лично я, не услышал в других произведениях.
        Стоит отметить безукоризненную игру музыкантов, полностью овладевших всем этим арсеналом современных музыкальных средств и исполняющих их так легко, словно они играли так всю жизнь. Особенно это легко удавалось флейтистке Эдите Фил, абсолютно непринужденно и, в какой-то степени, виртуозно игравшей как в составе ансамбля, так и сольно.


Евгения Смирнова, студентка 1 курса

       Начну с плохих впечатлений, чтобы не заканчивать ложкой дегтя.
      Я была на одном – первом отделении концерта ансамбля «Галерея актуальной музыки». После исполнения последнего номера «Cantus firmus» для немого кино и виолончели (композитор Олег Пайбердин) мне захотелось встать, уйти и больше никогда на концерты «актуальной» музыки не возвращаться. Я не знаток сюрреалистического кино, поэтому после немого кино «Emak bakia»у меня болела голова, а после 15-20-минутного звучания виолончели у меня было такое ощущение, что мою «эфирную» кожу содрали в нескольких местах. Вообще, физиологическое ощущение было не очень хорошим.
      Я сейчас профессионально интересуюсь воздействием музыки на человека, поэтому стараюсь отслеживать тончайшие ощущения от той или иной музыки, делиться обратной связью и впечатлениями с другими людьми. Понимаю, что одних моих субъективных переживаний по этому поводу недостаточно, но все же…    В общем, я не понимаю, для чего нужна такая музыка (я о последней композиции первого акта).
    Мне понравилась композиция Марины Шмотовой «Венеция». Было интересно следовать за музыкой в композиции Ксенакиса про Аид и реку Стикс (Харизма). Очень интересно, особенно, стук копытцев в последней четверти произведения. Прямо «Бардо Тьёдол» - «Тибетская книга мертвых». Было любопытно наблюдать разные способы игры на духовых, особенно в композиции Ю. Джолдиа «Оборотная сторона листа» для флейты соло в исполнении Эдиты Фил.
Вообщем, хорошее мероприятие. Музыка разная нужна, музыка разная важна. На самом деле, хочу сказать большое спасибо организаторам фестиваля.

 
Сыпченко В.В.Чабовская Н.И. Дипломы солистам ансамбля вручает А.А. Кузичкин
 
 
 
Марина ЯкушевичИнтерес слушателей во время антрактаИгра на шпиле виолончели
 
 
 
Интерес слушателей во время антрактаВручение дипломов солистам ансамбляИсполнение ТОПИНАМБУР
 
 
 
Михаил Безносов и Сергей АсташонокНоты современной музыкиМихаил Безносов
 
 
 
Ноты современной музыкиО. Пайбердин. EMAK BAKIAНоты современной музыки
 
 
 
Олег ПайбердинОлег ПайбердинОлег Пайбердин
 
 
 
Ольга ВиктороваВ. НародицкийАнсамбль Галерея актуальной музыки
 
 
 
Эдита Фил и Владислав НародицкийАвтограф - сессияЭдита Фил
 
 
 
Автограф - сессияФото - сессияАвтограф - сессия
 
 
 
Фото - сессияФото - сессияФото - сессия
 
 
 
Фото - сессияФото - сессия
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                              

     29 марта в концертном зале Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова состоялась музыкальная PechaKucha в рамках DenisovFest 2012. Форма 20х20 (20 слайдов презентации, продолжительность каждого – 20 секунд) оказалась малоприемлемой для представления различных явлений  современной и не только современной музыки. Говорить о музыке, не включая аудио- и видеофрагменты невозможно, а двадцати секунд для представления музыки совершенно недостаточно. И всё же…
     На нашей музыкальной ПечеКуче студентка ИИК ТГУ Мария Кириенко представила фортепианный цикл Клода Дельвенкура «Лакомства», рассказав о пудингах и пончиках и их музыкальном воплощении.
     Резким контрастом прозвучала презентация преподавателя Вероники Алексеевны Кривопаловой о творчестве радикального и экстравагантного молодого композитора Георгия Дорохова (выпускник Томского музыкального колледжа, аспирант Московской государственной консерватории). Его «Манифест для трёх пенопластов» и «Рондо» для дрели, рельсов, молотков и др. не на шутку напугали слушателей.
     Гармонию восстановили супруги Наталья Карагодина (студентка 1 курса ТМК) и Илья Соловьёв, представив позднее творчество мэтра русского рока Бориса Гребенщикова. В их исполнении проникновенно прозвучала песня БГ.
      Студентка 3 курса ТМК Елена Сорокоумова, влюблённая в аниме, представила музыку к японским мультфильмам.
      Директор Томского музыкального колледжа Наталия Игоревна Чабовская рассказала о перспективах развития колледжа. Это было единственное выступление, выдержанное в формате 20х20.
    И завершил «болтовню» мастер-класс Григория Лосенкова и Маргариты Егоровой по индийской системе ритмического воспитания Konokol. Увлеченные полиритмией и полиметрией слушатели забыли о времени, проговаривая «Ta-Ka-Di-Mi  Ta-Ka-Ju-Na»…
 
             Выступление Григория Лосенкова и Маргариты ЕгоровойВедущая Кривопалова В.А

2 апреля 17 молодых музыкантов из города Новосибирска,

входящие в ансамбль «Лаборатория новой музыки»,

поражали томскую публику своим профессионализмом

на сцене Хрустального зала Томского музыкального колледжа. 

Такое разнообразие классических музыкальных инструментов, какое мы увидели и услышали на втором концерте Международного фестиваля современной музыки, бывает только на выступлениях симфонического оркестра. Собственно была представлена почти вся партитура большого симфонического оркестра, включая инструменты, не входящие в его постоянный состав. Это: флейта, гобой, кларнет, бас-кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепиано. А в последней композиции программы - «Нонете» В. Щёрбачёва (1919) звучала даже арфа, которая до последнего момента ждала своего часа, изысканно выделяясь из сценического убранства. За появление этого инструмента (тяжёлого, габаритного и дорогостоящего) в программе организатор Фестиваля – Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова благодарит своего партнёра – Томскую областную государственную филармонию и лично директора М.А. Шерину.

Кроме того, в последнем произведении концерта – «Нонете» появился ещё один инструмент, наверное, исторически самый первый – это человеческий голос, а конкретно сильное, яркое сопрано. Исполнительница (солистка Новосибирской государственной филармонии) наполнила звучание «Нонета» особой чувственностью и экспрессией.

На концерте ансамбля «Лаборатория новой музыки», руководимого Сергеем Шебалиным, была представлена музыка преимущественно первой половины XX века: французско-американского композитора Эдгара Вареза, австро-немецкого композитора Йозефа Хауэра, наших соотечественников Александра Щетинского и Владимира Щёрбачёва, а также два совсем «свежих» сочинения: 2008 г. – «Оскривик» Олега Пайбердина и 2012 г. – «Бах… Чтобы переждать темноту» Антона Сафронова.

На протяжении первых пяти сочинений программы казалось, что публика приглядывается, прислушивается, привыкает к современной академической музыке. Однако после последней пьесы («Нонета» В. Щёрбачёва) было очевидно – молодые музыканты (студенты, магистранты и выпускники Новосибирской государственной консерватории) прекрасно исполняют сложнейший интонационный материал, и в этой музыке, пожалуй, «что-то есть». Крики «Браво» и уверенные аплодисменты в конце почти двухчасовой программы были тому подтверждением. Конечно, дополнительным стимулом к пониманию завершающей композиции стал видеоряд – видеоинсталляция из фрагментов немого кино (вместо импровизационной пластической партии, задуманной композитором в оригинале).

Если на открытии Фестиваля 28 марта была показана современная музыка, где на первом плане находится сонор (звуковая краска) и множество нетрадиционных приёмов звукоизвлечения на инструментах, то на концерте «Лаборатории новой музыки» мы услышали современный мелодизм с его рвано-диссонирующей, искалеченной структурой, причём в самом различном тембровом обличии, т.е. 2 апреля слушатели могли вдоволь насладиться современными интонационными оборотами и их всевозможными сочетаниями.

В качестве некоего общего эпиграфа к концерту приведу описание музыки Эдгара Вареза, чья композиция 1923 года «Октандр» («Восьмигранник») открывала программу. Ведущая концерта Василина Сыпченко сказала: «эта музыка парадоксальным образом сочетает в себе некое чувственное, физическое воздействие сонорных «звуковых масс» и рафинированную интеллектуальность музыкальных конструкций». Действительно, для восприятия академической музыки XX-XXI важна не только душа и эмоциональная отзывчивость, но и достаточная рефлексивность (умение и желание размышлять).

Так, развёрнутая композиция Йозефа Хауэра "Musikfilm" и лаконичная произведение Александра Щетинского продемонстрировали любовь и уважение их авторов к Арнольду Шёнбергу – создателю знаменитой додекафонной системы, фактически отразившей экспрессионистическое направление начала XX века. Оказывается, что Хауэр независимо от Шёнберга разрабатывал 12-тоновую систему композиции на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений. Любопытно и непросто было следить за стремлением Хауэра к созданию «универсального» музыкального языка, понимавшегося им как «космическая игра с 12 тонами». 

Как обычно, несколько шокировал Олег Пайбердин с пьесой «Оскривик». Если бы не ведущая, публика ни за что бы не догадалась, что первоначальным образом-идеей для этой пьесы стала детская фантазия: "существо-цветок желтого и синего цвета, умеющее говорить". Композитор использовал запись импровизации двухлетнего ребенка на миди-клавиатуре, сделанную случайно, а для тематического материала акустической части произведения взял детскую песенку, сочиненную им ранее. В результате получилось невиданно-новаторское произведение для виолончели соло, бас-кларнета, тромбона, скрипки и контрабаса. Наверное, кто-то в этом услышал жёлто-синие краски, но мне лично больше увиделись какие-то бардово-фиолетовые… Да, цветной слух у каждого свой, если, конечно, он вообще имеется.

Искренне обрадовало сочинение 2012 года весьма молодого композитора Антона Сафронова, ученика Эдисона Денисова, - "Бах. …..Музыка, чтобы переждать темноту". Оно оказалось даже не депрессивным, а явилось неким музыкальным альянсом между XVIII и XXI веками. Это свободная фантазия по поздним канонам Баха, написанным на одну и ту же краткую тему из восьми нот, взятую великим маэстро из собственных же Гольдберговских вариаций. Эти каноны Баха, созданные за три года до смерти, не являются законченными пьесами в обычном смысле этого слова, это что-то вроде музыкальных формул — они содержат в себе непостижимую красоту игры, в которой на склоне жизни находил удовольствие и утешение слепнущий великий маэстро Бах, с каждым годом всё больше и больше погружаясь в вечную темноту.

А. Сафронов по-своему развил этот чудесный калейдоскоп, сплетя что-то вроде канвы, по которой происходят постоянные перемещения между Зеркалом и Зазеркальем времени. Получилось что-то вроде диалога восприятий одной и той же музыкальной идеи из разных эпох — Прошлого и Настоящего.

Завершился концерт торжественным вручением новосибирским музыкантам дипломов Международного фестиваля. 

 

"Лаборатория новой музыки" ФОТОГРАФИИ >> 

Сразу и кратко (о концерте новосибирских музыкантов 2 апреля в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа): «И вещи сильные, и играли классно». Если подробнее - то вот мой топ-лист концерта.

Одна из вещей, в середине концерта, зазвучала в какой-то момент очень «комфортно»: ассоциации и с фильмом«Репетиция оркестра» Ф.Феллини, и вообще с любыми (и любимыми) предконцертными минутами, когда идет настройка оркестра перед выступлением, - только в интенсиве.

Второе по силе впечатление - от композиции с видеорядом из немого кино в рапидном режиме (им завершался концерт) – балетный проект дирижера Сергея Шебалина на музыку В.Щербачева «Нонет». И сочетанье струнного ритма, беготни на экране, и «заунывного» вокала - изысканно-нервно, утонченно, тягуче, как все в модернистском дискурсе.

И самое, на мой вкус, сильное место концерта – композиция Карла Матиса (вторая в концерте) – сложная, напряженная, интеллектуальная и вместе с тем эмоционально очень захватывающая, что редкость для авангардной музыки, а все-таки является наивернейшим способом пленения слушателя.

Иногда концерту не хватает какого-то контекста. Ресторанного, к примеру. Помести музыкантов в залу со столиками, добавь звуки негромких разговоров, легчайшего смеха, - и вот уже все замкнулось, и музыка, звучащая сейчас для тебя в академическом формате, именно тут, обретя иную культурную рамку, становится хорошим фоном.

Бывает, сам «прибавляешь» к звучащим композициям, ну, например, кинокадры: когда совпадает сМ.Антониони или А.Рудольфом – значит, хорошая музыка, когдас Д.Клуни - не твое.

Но концерт, окоторыммне захотелось написать, - он сам по себе, он уже «сделан» так, что не требуется дополнительных«украшений», а все интенции публики связаны с реальными эстетическими проживаниями музыкальных текстов.

Звучали ещеО.Пайбердин,Э.Варез,А.Сафронов,А.Щетинский.

Сдержанно и страстно, точно и тонко … играли и выглядели… - благородное какое-то впечатление произвели новосибирские музыканты, и этот – редкий – результат случается, когда много работы с умной музыкой, когда известно вдохновение, - и все.звучит. как надо.

Текст:Н.Миндигалеева.

Современная музыкальная Испания в Сибири.

3 апреля в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа состоялся очередной концерт Международного фестиваля современной музыки имени Э.В. Денисова. На этот раз томской публике был представлен проект «ВЕЧЕР СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНСКОЙ МУЗЫКИ», уникальность которого заключалась в представлении в одном концерте произведений современного испанского композитора, созданных для камерного ансамбля и традиционных испанских песен в оригинальных авторских аранжировках.

Автором представленных произведений являлся гость фестиваля Доменек Гонсалес де ла Рубиа (Испания) - композитор, дирижер оркестра, пианист, музыковед. Им созданы многочисленные произведения в различных жанрах: симфонии, оперы, камерная музыка, вокальная музыка, произведения для фортепиано, которые входят в репертуар современных исполнителей Европы. Томской публике были представлены произведения разные по форме и содержанию: пьеса «Ритемис», развернутая композиция «Арнхейм» и сюита "Сатиниана из Грасии" из 9 частей. Каждое из этих произведений раскрывало особенности композиторского стиля, мир его образов.

Ритемис»- произведение, созданное в 2006 году,- воплощение мистических образов.

Музыка сюиты поведала слушателям об одном из уникальных районов Барселоны – Грасия. В прошлом Грасия представлял собой отдельный город. Сегодня этот район является популярным местом среди творческих личностей — художников, музыкантов, артистов. Часто на улицах района веселье продолжается до самого утра. В этом районе неоднократно бывал Эрик Сати, а в настоящее время Доменек Гонсалес де ла Рубиа сам живёт там. Любовь к местности, где ты живёшь, и восхищение гениальным композитором вдохновило автора на создание сюиты, в которой рассказывается обо всех особенностях этого района и посещения им Эрика Сати.

Образы Грасии сменились героями мрачных рассказов Эдгара По, под впечатлением которых была создана композиция «Арнхейм», удостоенная премии на фестивале композиторов в Праге «Praga Premieres»в апреле 2008 года.

Чтобы исполнить эти оригинальные композиции собрался уникальный камерный ансамбль, в состав которого вошли артисты Томского академического симфонического оркестра (Ольга Пивоварова, Людмила Малькова – скрипки; Евгения Никифорова – виолончель; Николай Кочергин – контрабас; Захар Никифоров – валторна; Денис Смирнов – гобой), солисты Томской филармонии (Андрей Чудаков–альт; Светлана Чудакова – фортепиано), выпускница Томского музыкального колледжа, студентка Санкт-Петербургской консерватории Елена Ведерникова – флейта; артист джаз-оркестра ТГУ-62 Виктор Жарый – кларнет; преподаватель Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова Владимир Дорохов – ударные и Дмитрий Малышев – фагот.

Впечатления самих исполнителей от произведений были очень разные, но практически все были восхищены сюитой. «Очень бы хотелось исполнить сюиту ещё раз, может быть даже симфоническим оркестром» - сказала О.И. Пивоварова.

Несколько шокированная публика произведением «Арнхейм», которым завершилось первое отделение концерта, недолго пребывала в состоянии эпатажа. Вышедшая во втором отделении на сцену Эстела Барриентос (Испания), своей милой, искренней улыбкой и проникновенным голосом сразу покорила слушателей. Вместе с Доменеком, который во втором отделении сменил дирижёрскую палочку на фортепиано, и ансамблем «Las quardas», в составе которого известные томские музыканты – Алексей Пиоттух, Александр Баринов, Владимир Миронов и Владимир Денде, Эстела исполнила традиционные песни разных провинций Испании в оригинальных авторских аранжировках. Об испанской природе, о душевных переживаниях, о любви и счастье рассказывалось мягким, полным искренности голосом Эстелы.

Для слушателей концерта открытием стали не только испанские гости, но, для некоторых, и наши томские музыканты, которые, точно чувствуя стилистику композиций, аккомпанировали солистке. В завершении второго отделения квартет «Las quardas» Доменеку и Эстеле сделали музыкальный подарок - исполнили произведение Лауреата международного конкурса композиторов Алексея Пиоттуха «Дорога в Арнедо», созданное под впечатлением посещения Испании. Восторженная публика не хотела отпускать со сцены гостей и томских музыкантов, поэтому пришлось на бис исполнить ещё одну композицию, которая ещё раз перенесла всех слушателей на берега средиземного моря, которым омывается удивительная Испания.

Впервые в Томске в подвале музыкального колледжа 
4 апреля состоялся антиконцерт «Session под землёй».

В этом году Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова распростер свои объятья на 5 залов. Это: недавно открывшийся Хрустальный зал музыкального колледжа, малый концертный зал колледжа, Органный и Большой залы Томской филармонии и … подвальный зал музыкального колледжа. Впервые мы услышали о подвальной площадке музыкального колледжа в октябре 2011 года, когда там состоялся «Бал в томских трущобах» в рамках проекта «Бренды Томской земли». Известно, что, не смотря на проведение двух программ (в 19.00 и в 21.00), далеко не всем желающим хватило билетов на это одиозное мероприятие, где был представлен не только концерт, но и аттракционы, и музыкальные импровизации с участием публики.

И вот в рамках академического фестиваля, направленного на пропаганду современной академической музыки (главным образом авангардной и радикальной, дабы фестиваль носит имя признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова), нас пригласили в ПОДВАЛ на «Session под землёй».

Естественно, что подвальный зал собрал преимущественно молодёжь города, которая не равнодушна к джазу, року и творчеству конкретных Томских музыкантов (пианисту Георгию Фефелову, мультиинструменталистам Алексею Пиоттуху и Владимиру Миронову, перкуссионистам Владимиру Денде и Владимиру Дорохову).

Что же мы увидели и услышали в подвале?

Заявлен был антиконцерт (понятно, раз в подвале), поэтому академического, правильного ведущего Василину Сыпченко постоянно вытесняла и перебивала антиведущая Наталия Чабовская. Публика сама предлагала порядок выступающих музыкантов и заказывала некоторые импровизации, поэтому собственно программы в классическом понимании у концерта не было (за исключение первого номера – известного «Бамбл буги» Пина). Импровизировали все: музыканты, слушатели (если хотели), ведущие (и «правильная», и «неправильная»). В результате музыкантам пришлось играть вовсе не на тех инструментах, которыми они владеют в первую очередь. Так, гитарист Максим Лукьянов, выпускник музыкального колледжа, играл на балалайке-контрабас (не зря научился этому в оркестре народных инструментов во время обучения). Не удержался от соблазна поиграть на большой балалайке и Алексей Пиоттух, ввиду чего потом перенастраивал свой игровой аппарат (пальцы рук) для более мелкой техники на домре.

Конечно, были и кое-какие заготовки – например, композиции латино-джаз ансамбля «Las cuerdas» - зажигательные, страстные с сольными импровизациями каждого музыканта. Необычность состоялась в том, что с ансамблем музицировал Георгий Фефелов, который добавился к ним здесь же, на ходу. И у них всё получилось. Более того, когда «вредная» антиведущая упрекнула музыкантов в том, что они получали академическое музыкальное образование, а почему-то не играют классику, в ответ они великолепно исполнили «Аве Марию» Баха-Гуно, создав в процессе свою импровизацию с цитатами из других классических сочинений.

Когда концерт уже почти объявили завершённым, публика потребовала ещё музыки – и музыканты ансамбля «Las cuerdas» не отказались, хотя антиведущая уже практически «выгоняла» публику с концерта, а один из участников ансамбля – Владимир Миронов вынужден был покинуть сценическую подвальную площадку.

Творческой находкой антиконцерта оказалось выступление рок-ансамбля «Доминанта», в котором играют студенты Томского политехнического университета (саксофон, электрогитара, ударные и клавишные). Рок-ансамбль создан и поддерживается как морально, так и практически (игрой на клавишных) Максимом Мясоедовым. Публика весьма тепло приняла новоиспечённый коллектив. Хотя, как сказал Максим, из зала МКЦ ТПУ их «выгнали» за динамическую мощь или, проще говоря, за высокую громкость. Греметь в подвале студентам ТПУ очень понравилось!

Музыканты антиконцерта не только музыкально общались друг с другом и публикой, но и много шутили (в паузах, когда настраивали инструменты и т.д.). Собственно сейшен получился. И он действительно состоялся под землёй. Подвальная площадка музыкального колледжа зажила своей самобытной жизнью.

Еще немного о концерте...

4 апреля организаторы Международного фестиваля современной музыки имени Э.В. Денисова ждали с нетерпением. Именно в этот день должен был состояться уникальный проект под названием «Session в подвале», который был анонсирован как «Антиконцерт». И вот время настало. К 7 часам вечера смелая публика, которая не побоялась провести время концерта в подвале, собралась. Мест в этом так называемом концертом зале было не много, поэтому желающие попасть на это мероприятие заранее побеспокоились о билетах. То, что публика попала на антиконцерт, было понятно уже с первых минут. Вышедшая на сцену ведущая успела сказать пару фраз, как её перебила и отправила сесть в зал директор колледжа Наталия Игоревна Чабовская, пожелавшая пообщаться с публикой и музыкантами.

Первыми вышли к зрителям преподаватели колледжа Максим Лукьянов и Владимир Дорохов, а также студент колледжа Иван Углов. Они исполнили композицию, в которой то ли шмель летал, то ли кто-то буги-вуги танцевал. Публике представленная композиция пришлась по душе, тем более что подобное сочетание инструментов, которое они увидели и услышали, не всегда встречается (ксилофон, ударные и балалайка-контрабас). Казалось бы, концерт начинает входить в положенное русло. Одни исполнители готовились уступить место другим – молодому коллективу, рок-ансамблю «Доминанта» МКЦ ТПУ, как вдруг из зала затребовали появления на сцене бас-гитариста Владимира Миронова. Такой поворот событий не был запланирован, но раз обещали свободное общение публики и музыкантов, то Миронову пришлось выйти на сцену чуть раньше. Один он идти не захотел и на сцене появился ансамбль «Las quardas» – Алексей Пиоттух (домра), Александр Баринов (гитара), Владимир Миронов (бас-гитара) и Владимир Денде (ударные). И шоу началось!

 
6 апреля в День рождения Эдисона Денисова в Хрустальном зале
Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова состоялся
концерт-приношение мастеру. Этот день стал Днём именин музыкального
колледжа, именно к этому дню приурочен Фестиваль современной музыки,
носящий имя Эдисона Денисова.

За последние годы этот день отмечался по-разному: от помпезных концертов с участием первых лиц города и области до скромного классного часа с участием нескольких педагогов и студентов. Главное, что за прошедшие 13 лет об этом дне ни разу не забыли, не оставили его незамеченным. Самым любимым жанром для концерта – Hommage (Посвящения) стал жанр камерного концерта в тесном кругу друзей и единомышленников. Разными были программы концертов-посвящений. Сначала они состояли лишь из денисовских произведений. Это объяснялось тем, что музыка нашего земляка редко включалась в концертные программы и была непростой для исполнения. Постепенно в концертные программы стали включать произведения любимых композиторов Э. Денисова, его друзей, учеников. Наконец, в последние годы в концертные программы стали включаться любые произведения, лишенные банальностей и пошлости, интересно написанные и профессионально исполненные.

Не стал исключением и нынешний концерт. В нём приняли участие студенты, выпускники и преподаватели Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова и музыкальных кафедр Института искусств и культуры ТГУ.

Самостоятельный блок в концерте составили произведения отечественных композиторов советского периода. Вокальные произведения Александра Власова («Фонтану Бахчисарайского дворца» на стихи Пушкина) и Дмитрия Кабалевского («Бог Купидон» по Шекспиру в переводе Маршака) демонстрировали сохранение лучших традиций русского романса. Два произведения Сергея Прокофьева отразили разные страницы истории России. Шестая соната (прозвучала её 1 часть), которой Анна Люберцева открыла концерт, была написана накануне Второй мировой войны и в ней отразились особенности того тревожного времени. Сарказм № 2, прозвучавший в исполнении Елизаветы Згирской, показал дух новаторства, который очень ценил в Прокофьеве Э. Денисов. Эти произведения словно оживили звуковой мир 30-40-х годов ХХ века, то время, когда Денисов делал свои первые шаги в музыке.

Прозвучавший в исполнении Вячеслава Клименко и Ирины Строковой романс Алексея Животова на стихи М. Исаковского «Берёза» позволил вспомнить забытые имена советских композиторов. А Василий Гирсов (скрипка) и Александр Лакин (фортепиано) представили пьесу «Скерцино» современного белорусского композитора Галины Гореловой. Её называют представителем неоромантизма.
 
В программе одного из центральных концертов Фестиваля прозвучала и музыка Эдисона Денисова. Впервые томские слушатели познакомились с третьей частью («Воспоминание об Испании») сонаты для гитары соло, которая прозвучала в исполнении Алексея Зимакова. В 2010 году на денисовском фестивале Алексей исполнил первую часть («Токката») этой сонаты. Сочинение, написанное композитором в 1981 году, прозвучало эффектно и темпераментно. 

Стало традиционным включение в такие концерты музыки французских композиторов. Две пьесы Клода Дельвенкура из цикла «Лакомства» («Рождественский пудинг» и «Пончики») виртуозно исполнила Мария Кириенко, а пленительный романс Доде де Северака «Ищите!» прозвучал в исполнении Натальи Миловановой и концертмейстера Натальи Долговой.

Самые горячие споры слушателей вызвала пьеса Арво Пярта «Зеркало в зеркале», которую исполнили Елена Седельникова (альт) и Мария Кириенко (фортепиано). Одним слушателям удалось ощутить гармонию и «оторваться» от повседневности, другим же минималистский язык показался слишком примитивным. Особенно сложно было принять это сочинение приверженцам струнного классического вибрато, которое в данном исполнении полностью отсутствовало.

Концертную программу завершило выступление Дмитрия Малышева (фагот), который в ансамбле с Александрой Глотовой (фортепиано) исполнил «Речитатив, Сицилиану и Рондо» французского композитора Юджина Боззы. Глубокий тембр инструмента, техническое мастерство исполнителя не оставили слушателей равнодушными.

Так музыканты Томска вместе со слушателями отметили 83-й день рождения выдающегося земляка.

Текст: Кривопалова В.А.

Браво, МАСМ!

Двухнедельный марафон завершали выступления Московского Ансамбля Современной Музыки. Это не первая встреча томичей с МАСМ. В декабре 2004 года ансамбль приезжал в Томск с концертом в рамках Всероссийского абонемента «Современная музыка. Россия – Нидерланды». Тогда томичи познакомились с творчеством нидерландского композитора Родерика де Мана и с творчеством московского композитора Григория Воронова. Следующая встреча состоялась в апреле 2005 года. А в декабре 2007 МАСМ был участником Первого Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова EDES, проводимого Томским музыкальным колледжем. В рамках конкурса состоялись два концерта ансамбля, в которых прозвучали сочинения победителей. Неизменно в концертные программы МАСМ включает произведения Эдисона Денисова. Именно он был инициатором создания коллектива.

Не стали исключением и нынешние концерты. 9 апреля в органном зале Томской филармонии прозвучали два произведения нашего выдающегося земляка – «DSCH» и «Пение птиц». Оба произведения впервые прозвучали в Томске и оба в новых, неавторских версиях. «DSCH» Э.В. Денисов написал по просьбе польского ансамбля «Atelier de musique» с нестандартным составом: кларнет, тромбон, виолончель и фортепиано. В Томске эта пьеса прозвучала в версии для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели. Переложение сделал участник ансамбля, кларнетист Олег Танцов. Введение скрипки усилило экспрессию, и пьеса прозвучала очень убедительно.

В сонорной музыкальной ткани «DSCH» важен каждый элемент, вся ткань пронизана монограммой Д. Шостаковича. Это произведение, написанное Э. Денисовым в 1969 году, – hommage композитору, сыгравшему в его биографии важную роль.

«Пение птиц» - один из немногих опытов Э.В. Денисова в области электронной музыки. Пьеса написана также в 1969 году для подготовленного фортепиано и магнитофонной плёнки. Известны разные версии исполнения кроме авторского варианта - на колокольчиках и бамбуках; на игровых, прикладных и неевропейских непрофессиональных инструментах; на подготовленном фортепиано и подготовленной флейте и др. Томские слушатели услышали пьесу в версии для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки, виолончели и фонограммы. Правда, флейтист Иван Бушуев «играл» на всём, кроме флейты, словно колдуя над разными предметами. Пьеса прозвучала очень эффектно и была с восторгом принята слушателями. Вообще, следует отметить, что на нынешнем Фестивале слушатели воспринимали музыку Денисова как классику ХХ века.

Как и прежде, музыканты МАСМ познакомили томских слушателей с новыми композиторскими именами. Так, впервые в Томске прозвучали произведения: Франка Бедроссяна (Франция) «L'usage de la parole» для кларнета, виолончели и фортепиано; московских композиторов, участников группы СоМа Дмитрия Курляндского и Алексея Сюмака.

Пьеса Курляндского «Прерванная память» для скрипки, виолончели и фортепиано строится на преодолении привычного исполнительского жеста, а в «Навязчивом видении» для флеиты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели Алексей Сюмак работает с временными структурами, с несколькими одновременно звучащими пластами; организует, контролирует и регулирует скорость течения музыкального времени.

Петербургский композитор Борис Филановский в «Турнейской мессе» для трех мелодических и двух гармонических инструментов (кларнет, скрипка, виолончель; клавесин, орган) отсылает к жанру, без которого невозможно представить европейскую культуру прошлого. В «Une messe de…» автор не ставит своей задачей воссоздание атмосферы прошлого, скорее, он стремится описать современный мир, используя неувядающие структуры.

Как всегда экстравагантно прозвучало сочинение нашего земляка, выпускника Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, дипломанта Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова «EDES», аспиранта Московской консерватории Георгия Дорохова. Его «Exposition – VIII. LA Primavera», исполненная музыкантами смычками по камертонам, пополнила коллекцию «тихой музыки» ХХ века. Кстати, как отметила ведущая концертов Виктория Коршунова, музыковед, директор МАСМ, «в последнее время композиторами авангардного направления всё больше создаётся тихой музыки, когда слушателям необходимо прислушиваться, быть предельно внимательными, сосредоточенными и весьма креативными…»

Впервые в Томске звучала музыка английского композитора Брайана Фернейхоу (1943). С его именем связано течение так называемой «новой сложности» в музыкальном искусстве. Его «Кассандра» для флейты соло с перехлестывающими через край эмоциями подтвердила мысль о том, что он - «поздний романтик» авангарда.

Пьеса представителя «спектрального» метода Тристана Мюрая  «Тринадцать цветов заходящего солнца» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели получила своё название по аналогии с картиной Клода Моне. В ней композитор создаёт оригинальные, ни на что не похожие звуки, их парадоксальные комбинации и сочетания, работает со звуковыми шкалами величин. Как результат – потрясающей красоты музыкальное полотно.

С интересом восприняли слушатели музыку известных томичам композиторов Юрия Каспарова и Виктора Екимовского. Их музыка постоянно звучит на Денисовских фестивалях. «Вариации» для кларнета и фортепиано Юрия Каспарова, как и многие другие сочинения, содержат «максимум информации в единицу времени». А произведение «неукротимого новатора» и сторонника экспериментов Виктора Екимовского  «Принцесса уколола палец и все королевство уснуло» для 5 инструменталистов и фонограммы - яркий образец «инструментального театра», в котором музыканты становятся одновременно артистами.

И как всегда музыканты МАСМ показали заоблачный уровень исполнительского мастерства. И как всегда хочется воскликнуть «Браво!». 

 

8 апреля "Суперавангардный" концерт Московского ансамбля современной музыки, ФОТОГРАФИИ >> 

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика