Вступительные испытания в Томском музыкальном колледже проходят в 3 вступительных потока (по мере формирования групп из поступающих):
1 и 2 вступительные потоки предусмотрены для абитуриентов, поступающих на очную форму обучения. Зачисление в Колледж на очную форму обучения производится по результатам испытаний двух вступительных потоков.
3 вступительный поток – для абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения на специальность «Музыкальное образование».
Сроки вступительных испытаний
Очная форма обучения
1 вступительный поток:
Вступительные испытания проходят с 1 по 7 июля 2025 г. - для абитуриентов, подавших документы с 16 по 30 июня (включительно)
2 вступительный поток:
Вступительные испытания проходят с 12 по 18 августа 2025 г. - для абитуриентов, подавших документы с 8 июля по 9 августа (включительно)
Заочная форма обучения
3 вступительный поток:
Вступительные испытания проходят с 23 по 25 сентября 2025 г. - для абитуриентов, подавших документы с 16 июня по 20 сентября (включительно)
При приеме на все специальности устанавливаются 2 (два) вступительных испытания творческой направленности, соответствующих выбранной специальности (специальностям), на которые осуществляется прием.
Каждое вступительное испытание оценивается по 100-балльной шкале с установленными для каждого испытания критериями оценивания. Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена - 21 балл, результат менее 21 балла является неудовлетворительным. Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам. Лица, получившие «неудовлетворительно» на первом вступительном испытании, ко второму вступительному испытанию не допускаются.
Перед вступительными испытаниями каждого из потоков для абитуриентов предусмотрены бесплатные разовые консультации - по специальности и по сольфеджио.
Перечень и формы вступительных испытаний
1. Экзамен по специальности (проводится в форме прослушивания)
Сыграть программу из 4 (четырех) произведений (наизусть):
1. Полифоническое произведение;
2. Произведение крупной формы (1-я часть сонаты, или 2-я и 3-я части сонаты, или вариации);
3. Этюд;
4. Пьеса.
Критерии оценивания:
Экзамен оценивается по 100-балльной системе (высокий балл ставится за отражение стиля и художественного образа произведений, разностороннее владение техникой игры на инструменте, точное выполнение поставленных задач (темп, ритм, штрихи).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Экзамен по сольфеджио (проводится в письменной форме (музыкальный диктант) и в устной форме)
2.1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объеме 8 тактов в мажорной или минорной тональности с несложным ритмом (ноты с точкой, шестнадцатые) в размере 2/4, 3/4 за 10 проигрываний на фортепиано.
2.2. Спеть в мажорной и в минорной тональности (натуральных и гармонических видов до 3 знаков включительно) ступени, интервалы, главные трезвучия лада с обращениями, доминантсептаккорд с разрешением.
2.3. Спеть с листа мелодию в мажорной и минорной тональности с ритмическими группами, содержащими ноты с точкой, паузы.
2.4. Спеть от звука интервалы, аккорды (трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения).
2.5. Спеть в тональности (мажорной или минорной) - главные трезвучия и их обращения.
2.6. Определять на слух отдельные интервалы, аккорды (трезвучия, обращения трезвучий, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд).
2.7. Знать тональности до 4 знаков при ключе.
2.8. Строить и определять от звука и в тональности интервалы в пределах октавы (в том числе характерные интервалы гармонического минора).
2.9. Строить в тональности и от звука мажорные и минорные трезвучия и их обращения.
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
Диктант – до 25 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта);
Слуховой анализ – до 25 баллов (высокий балл ставится за точное определение интервалов (по отдельности и в последовательности), аккордов);
Пение – до 25 баллов (высокий балл ставится за выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование);
Музыкальная грамота – до 25 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
1. Экзамен по специальности (проводится в форме прослушивания)
Исполнить на инструменте (наизусть):
Домра, балалайка - 2 (два) разнохарактерных произведения;
Гитара - 3 (три) произведения:
1. Полифония;
2. Произведение гитарных классиков (Д. Агуадо, Ф. Граньяни, М. Джулиани, А. Диабелли, Ф. Карулли, М. Каркасси, Н. Кост, Й. Кюффнер, Й. Мерц, Н. Паганини, Ф. Сор и т.п.);
3. Пьеса по выбору.
Баян, аккордеон – 3 (три) произведения
1. Полифония;
2. Этюд;
3. Обработка народной песни (баян), Эстрадно-джазовая пьеса (аккордеон).
Критерии оценивания:
Экзамен оценивается по 100-балльной системе (высокий балл ставится за отражение стиля и художественного образа произведений, разностороннее владение техникой игры на инструменте, точное выполнение поставленных задач (темп, ритм, штрихи).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
Для поступающих на виды инструментов: Домра, Балалайка, Баян, Аккордеон, Гитара - выпускников ДМШ и ДШИ.
2.3. Спеть в мажорной или в минорной тональности (натуральных и гармонических видов до 2 знаков включительно) ступени, интервалы, главные трезвучия лада с обращениями, доминантсептаккорд с разрешением.
2.4. Определять на слух отдельные интервалы, аккорды (трезвучия, обращения трезвучий, доминантсептаккорд).
2.5. Знать тональности до 3 знаков при ключе.
2.6. Строить и определять от звука и в тональности интервалы в пределах октавы (в том числе характерные интервалы гармонического минора).
2.7. Строить в тональности и от звука мажорные и минорные трезвучия и их обращения.
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
Диктант – до 25 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта);
Слуховой анализ – до 25 баллов (высокий балл ставится за точное определение интервалов (по отдельности и в последовательности), аккордов);
Пение – до 25 баллов (высокий балл ставится за выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование (пение по нотам);
Музыкальная грамота – до 25 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
Для поступающих на виды инструментов: Гитара - выпускников домов творчества, студий.
2. Комплексная проверка музыкальных данных (проводится в устной форме)
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
Музыкальный слух - до 40 баллов (высокий балл ставится за правильное определение количества прозвучавших звуков (2, 3 или 4), нахождение на клавиатуре прозвучавшего звука);
Ритм - до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение предложенного ритма, ритмического рисунка мелодии или фрагмента мелодии);
Музыкальная память - до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение голосом проигранной на инструменте мелодии, фразы).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл
На специальность «Инструментальное исполнительство. «Оркестровые инструменты» принимаются абитуриенты с музыкальной подготовкой для обучения на инструментах: скрипка, виолончель, флейта. Возможен прием без начальной музыкальной подготовки для обучения на инструментах: контрабас, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные при наличии хороших музыкальных данных и (желательно) прохождения подготовительных курсов по специальному инструменту и музыкальной грамоте.
Экзамены для абитуриентов не имеющих начальной музыкальной подготовки:
1. Экзамен по специальности проводится в форме прослушивания, проверки игрового аппарата, определения музыкальных данных, собеседования
Критерии оценивания:
Экзамен оценивается по 100-балльной системе (высокий балл ставится за наличие у поступающих определенных творческих способностей, физических и Психологических качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам; соответствие физиологических особенностей игрового аппарата абитуриента специфике обучения на конкретном инструменте).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Комплексная проверка музыкальных данных (проводится в устной форме)
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Музыкальный слух – до 40 баллов (высокий балл ставится за правильное определение количества прозвучавших звуков (2, 3 или 4), точное нахождение на клавиатуре прозвучавшего звука);
- Ритм – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение предложенного ритма, ритмического рисунка мелодии или фрагмента мелодии);
- Музыкальная память – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение голосом проигранной на фортепиано мелодии, фразы).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
Экзамены для абитуриентов имеющих начальную музыкальную подготовку:
1. Экзамен по специальности
Исполнить на инструменте:
1.1. Гамму (мажорную или минорную) до двух знаков при ключе;
1.2. Произведение крупной формы или 2 (две) разнохарактерные пьесы.
Критерии оценивания:
Экзамен оценивается по 100-балльной системе (высокий балл ставится за отражение стиля и художественного образа произведений, разностороннее владение техникой игры на инструменте, точное выполнение поставленных задач (темп, ритм, штрихи).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Экзамен по сольфеджио (проводится в письменной форме (музыкальный диктант) и в устной форме)
2.1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объеме 8 тактов в мажорной или минорной тональности с несложным ритмом (ноты с точкой, шестнадцатые) в размере 2/4, 3/4 за 10 проигрываний на фортепиано.
2.2. Спеть с листа мелодию в тональности до 3-х знаков при ключе.
2.3. Спеть в тональности (до 3-х знаков при ключе) интервалы от ступеней, главные трезвучия лада и их обращения, доминантсептаккорд с разрешением.
2.4. Определять на слух отдельные интервалы, аккорды (трезвучия, обращения трезвучия, доминантсептаккорд и его обращения, уменьшенный септаккорд).
2.5. Строить и определять от звука и в тональности интервалы в пределах октавы (в том числе характерные интервалы гармонического минора).
2.6. Строить в тональности и от звука мажорные и минорные трезвучия и их обращения.
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Диктант – до 25 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта);
- Слуховой анализ – до 25 баллов (высокий балл ставится за точное определение интервалов, аккордов);
- Пение – до 25 баллов (высокий балл ставится за выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование (пение по нотам));
- Музыкальная грамота – до 25 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
Поступающие на специальность «Вокальное искусство» (академическое пение) должны обладать музыкальными, актерскими и вокальными данными, сформировавшимся голосовым аппаратом, а также иметь положительное заключение фониатра о состоянии вокального аппарата.
У поступающего не должно быть стойких речевых дефектов, физических недостатков, которые могут помешать в получении данной специальности.
1. Экзамен по специальности (проводится в форме прослушивания)
1.1. Исполнить 2 вокальных произведения (народная песня, классический романс, песни советских и зарубежных авторов и т.п.);
1.2. Прочитать стихотворение, басню или фрагмент из прозаического произведения (наизусть).
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Пение - до 80 баллов (высокий балл ставится за здоровый, сформировавшийся голосовой аппарат; свободное и уверенное владение голосом; точное интонирование; показ полного диапазона, соответствующего типу голоса; отражение образно-художественной стороны вокального произведения; отсутствие физических недостатков, мешающих пению; хорошую сценическую внешность);
- Декламация – до 20 баллов (высокий балл ставится за отражение стиля и художественного образа литературного произведения; отсутствие устойчивых речевых дефектов, мешающих пению).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Экзамен по сольфеджио (для абитуриентов, имеющих начальную музыкальную подготовку);
2. Комплексная проверка музыкальных данных (для абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки);
Экзамен по сольфеджио (проводится в письменной форме (музыкальный диктант) и в устной форме)
1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объеме 8 тактов, с несложным ритмом (четвертные, восьмые и половинные длительности) в размере 2/4, 3/4 за 10 проигрываний на фортепиано.
2. Спеть с листа мелодию в мажорной и минорной тональности с ритмическими группами, содержащими четвертные, восьмые и половинные длительности, паузы.
3. Спеть мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) гамму до 2-х знаков при ключе.
4. Определять на слух интервалы, аккорды (мажорные и минорные трезвучия, обращения трезвучий).
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
- Диктант – до 25 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта);
- Слуховой анализ – до 25 баллов (высокий балл ставится за точное определение интервалов, аккордов);
- Пение – до 25 баллов (высокий балл ставится за выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование (пение по нотам));
- Музыкальная грамота – до 25 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
Комплексная проверка музыкальных данных (проводится в устной форме)
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Музыкальный слух – до 40 баллов (высокий балл ставится за правильное определение количества прозвучавших звуков (2, 3 или 4), нахождение на клавиатуре прозвучавшего звука);
- Ритм – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение предложенного ритма, ритмического рисунка мелодии или фрагмента мелодии);
- Музыкальная память – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение голосом проигранной на инструменте мелодии, фразы).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
1. Экзамен по специальности
1.1. Исполнить 1 (одно) вокальное произведение (народная песня, классический романс, песни советских и зарубежных авторов и т.п. );
1.2. Прочитать стихотворение или фрагмент из прозаического произведения (наизусть);
1.3. Исполнить на фортепиано 2 (два) разнохарактерных произведения.
В ходе вступительного испытания предусмотрена комплексная проверка музыкальных данных
(музыкальный слух, ритм, музыкальная память).
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
- Пение - до 40 баллов (высокий балл ставится за отличное владение голосом, отражение образно-художественной стороны вокального произведения);
- Декламация – до 30 баллов (высокий балл ставится за отражение стиля и художественного образа литературного произведения);
- Игра на фортепиано – до 30 баллов (высокий балл ставится за высокий уровень владения техникой игры на фортепиано; отражение образно-художественной стороны музыкального произведения.).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Экзамен по сольфеджио (проводится в письменной форме (музыкальный диктант) и в устной форме)
2.1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объеме 8 тактов в мажорной или минорной тональности, с несложным ритмом (ноты с точкой, шестнадцатые) в размере 2/4, 3/4, 4/4 за 10 проигрываний на фортепиано.
2.2. Спеть с листа мелодию в мажорной и минорной тональности с ритмическими группами, содержащими ноты с точкой, паузы.
2.3. Спеть мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) гаммы до 4 знаков при ключе.
2.4. Спеть от звука интервалы, аккорды (трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения).
2.5. Спеть в тональности (мажорной или минорной) - главные трезвучия и их обращения.
2.6. Определить на слух отдельные интервалы, аккорды (трезвучия, обращения трезвучий, доминантсептаккорд и его обращения, вводный септаккорд).
2.7. Строить в тональности интервалы, аккорды (трезвучия с обращениями, доминантсептаккорд и его обращения с разрешением).
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
- Диктант – до 25 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта);
- Слуховой анализ – до 25 баллов (высокий балл ставится за точное определение интервалов (по отдельности и в последовательности), аккордов);
- Пение – до 25 баллов (высокий балл ставится за выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование (пение по нотам));
- Музыкальная грамота – до 25 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
1. Комплексный экзамен по специальности (сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература) – проводится в письменной форме (музыкальный диктант) и в устной форме.
1.1. Сольфеджио/музыкальная грамота
1.1.1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объеме 8 тактов в мажорной или минорной тональности с несложным ритмом (ноты с точкой, шестнадцатые) в размере 2/4, 3/4 или 4/4 за 10 проигрываний на фортепиано.
1.1.2. Спеть с листа мелодию в мажорной или минорной тональности с ритмическими группами, содержащими ноты с точкой, паузы, синкопы.
1.1.3. Спеть мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) гамму до 5 знаков; интервалы - ув. 4, ум. 5 с разрешением в тональности.
1.1.4. Спеть в мажорной или минорной тональности интервалы, трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводный септаккорд с разрешением.
1.1.5. Определять на слух интервалы (отдельно и в последовательности), трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводный септаккорд.
1.2. Музыкальная литература
1.2.1. Рассуждать по темам программы Детской музыкальной школы (Детской школы искусств) (творческий облик и основные произведения следующих композиторов: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Дж. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, С.В. Рахманинов).
Кроме того, абитуриент, по желанию, может рассказать о произведении, не изучаемом в школе, о художественном направлении в искусстве, о роли музыки в творчестве известного писателя или художника и т.п.
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
– Cольфеджио - до 40 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта, безупречный слуховой анализ, выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование (пение по нотам);
– Музыкальная грамота - до 30 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка);
– Музыкальная литература - до 30 баллов (высокий балл ставится за отличное знание творчества композиторов и музыкальных произведений по программе детской музыкальной школы (детской школы искусств).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Экзамен по инструменту (проводится в форме прослушивания)
Сыграть программу из 3 (трех) произведений (наизусть):
1. Полифоническое произведение;
2. Произведение крупной формы (1-я часть сонаты, или 2-я и 3-я части сонаты, или вариации);
3. Пьеса или Этюд.
Критерии оценивания: (экзамен оценивается по 100-балльной системе (высокий балл ставится за отражение стиля и художественного образа произведений, разностороннее владение техникой игры на инструменте, точное выполнение поставленных задач (темп, ритм, штрихи))
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
1. Экзамен по специальности (проводится в форме прослушивания)
1.1. Исполнить 1 (одно) вокальное произведение (народная песня, классический романс, песни советских и зарубежных авторов и т.п.).
1.2. Прочитать стихотворение или фрагмент из прозаического произведения (наизусть).
1.3.1. Для абитуриентов, имеющих музыкальную подготовку (с целью выявления степени владения инструментом):
Исполнить любое произведение на фортепиано (или другом музыкальном инструменте, например, гитаре, баяне, флейте и т.д.).
1.3.2. Для абитуриентов, не имеющих музыкальную подготовку (с целью проверки игрового аппарата (рук): Выполнить несколько упражнений на фортепиано по указанию экзаменатора.
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
- Пение - до 60 балов (высокий бал ставится за отличное владение голосом; точное интонирование; отражение образно-художественной стороны вокального произведения);
- Декламация – до 20 баллов (высокий бал ставится за отражение стиля и художественного образа литературного произведения; отсутствие устойчивых речевых дефектов, мешающих пению и речевой деятельности);
- Исполнение на музыкальном инструменте (или выполнение предложенных упражнений на фортепиано) – до 20 баллов (высокий балл ставится за уверенное владение техникой игры на инструменте, точное выполнение поставленных задач (темп, ритм, штрихи), отражение образно-художественной стороны произведения или за успешное выполнение предлагаемых упражнений).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Экзамен по сольфеджио (для абитуриентов, имеющих начальную музыкальную подготовку);
2. Комплексная проверка музыкальных данных (для абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки);
Экзамен по сольфеджио (проводится в письменной форме (музыкальный диктант) и в устной форме)
1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объеме 8 тактов, с несложным ритмом (четвертные, восьмые и половинные длительности) в размере 2/4, 3/4 за 10 проигрываний на фортепиано.
2. Спеть с листа мелодию в мажорной и минорной тональности с ритмическими группами, содержащими четвертные, восьмые и половинные длительности, паузы (с дирижированием).
3. Спеть мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) гамму до 4-х знаков при ключе.
4. Спеть в тональности (мажорной или минорной) - главные трезвучия и их обращения.
5. Определить на слух отдельные интервалы, аккорды (трезвучия, обращения трезвучий, доминантсептаккорд и его обращения).
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Диктант – до 25 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта);
- Слуховой анализ – до 25 баллов (высокий балл ставится за точное определение интервалов, аккордов);
- Пение – до 25 баллов (высокий балл ставится за выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование (пение по нотам));
- Музыкальная грамота – до 25 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
Комплексная проверка музыкальных данных (проводится в устной форме)
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Музыкальный слух – до 40 баллов (высокий балл ставится за правильное определение количества прозвучавших звуков (2, 3 или 4), нахождение на клавиатуре прозвучавшего звука);
- Ритм – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение предложенного ритма, ритмического рисунка мелодии или фрагмента мелодии)
- Музыкальная память – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение голосом проигранной на фортепиано мелодии, фразы).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
1. Экзамен по специальности (проводится в форме прослушивания)
1.1. Исполнить 1 (одно) вокальное произведение (народная песня, классический романс, песни советских и зарубежных авторов и т.п.).
1.2. Прочитать стихотворение или фрагмент из прозаического произведения (наизусть).
1.3.1. Для абитуриентов, имеющих музыкальную подготовку (с целью выявления степени владения инструментом):
Исполнить любое произведение на фортепиано (или другом музыкальном инструменте, например, гитаре, баяне, флейте и т.д.).
1.3.2. Для абитуриентов, не имеющих музыкальную подготовку (с целью проверки игрового аппарата (рук):
Выполнить несколько упражнений на фортепиано по указанию экзаменатора.
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Пение - до 60 балов (высокий бал ставится за отличное владение голосом; точное интонирование; отражение образно-художественной стороны вокального произведения);
- Декламация – до 20 баллов (высокий бал ставится за отражение стиля и художественного образа литературного произведения; отсутствие устойчивых речевых дефектов, мешающих пению и речевой деятельности);
- Исполнение на музыкальном инструменте – до 20 баллов (высокий балл ставится за уверенное владение техникой игры на инструменте, точное выполнение поставленных задач (темп, ритм, штрихи), отражение образно-художественной стороны произведения или за успешное выполнение предлагаемых упражнений).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
2. Экзамен по сольфеджио (для абитуриентов, имеющих начальную музыкальную подготовку);
2. Комплексная проверка музыкальных данных (для абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки);
Экзамен по сольфеджио (проводится в письменной форме (музыкальный диктант) и в устной форме)
2.1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объеме 8 тактов, с несложным ритмом (четвертные, восьмые и половинные длительности) в размере 2/4, 3/4 за 10 проигрываний на фортепиано.
2.2. Спеть с листа мелодию в мажорной и минорной тональности с ритмическими группами, содержащими четвертные, восьмые и половинные длительности, паузы (с дирижированием).
2.3. Спеть мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) гамму до 4-х знаков при ключе.
2.4. Спеть в тональности (мажорной или минорной) - главные трезвучия и их обращения.
2.5. Определить на слух отдельные интервалы, аккорды (трезвучия, обращения трезвучий, доминантсептаккорд и его обращения).
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе):
- Диктант – до 25 баллов (высокий балл ставится за абсолютно точную запись диктанта );
- Слуховой анализ – до 35 баллов (высокий балл ставится за точное определение интервалов, аккордов);
- пение – до 35 баллов (высокий балл ставится за выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически безошибочное сольфеджирование (пение по нотам));
- Музыкальная грамота – до 30 баллов (высокий балл ставится за свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.
Комплексная проверка музыкальных данных (проводится в устной форме)
Критерии оценивания (в целом экзамен оценивается по 100-балльной системе)
- Музыкальный слух – до 40 баллов (высокий балл ставится за правильное определение количества прозвучавших звуков (2, 3 или 4), нахождение на клавиатуре прозвучавшего звука);
- Ритм – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение предложенного ритма, ритмического рисунка мелодии или фрагмента мелодии)
- Музыкальная память – до 30 баллов (высокий балл ставится за точное воспроизведение голосом проигранной на фортепиано мелодии, фразы).
Минимальный балл, подтверждающий успешную сдачу экзамена – 21 балл.