22 октября – Фотоотчёт и пост-релиз с Концерта Алексея Вакера

Вакер

В тесном кругу знакомых и друзей

22 октября в рамках Международного симпозиума по современной музыке состоялся концерт выпускника колледжа Алексея Вакера 

     С таких слов начала концерт ведущая Василина Сыпченко, представляя хорошо знакомого и очень многим известного Алексея Вакера – участника второго концерта Международного симпозиума по современной музыке, который состоялся 22 октября в Хрустальном зале колледжа и был посвящен фортепианной музыке. Обычно в подобных случаях говорят, что здесь сошлись все звезды. Это означает, что стать участником праздника современной музыки, посвященного Эдисону Денисову, молодому пианисту велела сама судьба. Судите сами - Алексей родился в Томске, закончил Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова, слушал музыку Денисова не только в учебных курсах по истории музыки колледжа и Российской академии музыки имени Гнесиных (обучение в магистратуре которой завершил в 2017 г), но и на концертных площадках Томска и Москвы. Поэтому совершенно закономерно пришел к исполнению современной музыки.

     Алексей Вакер представил очень разнообразную программу, включавшую произведения одного из любимейших композиторов Э. Денисова Франца Шуберта, французских композиторов начала ХХ века Клода Дебюсси и Мориса Равеля, тоже пользовавшихся особым отношением к ним Денисова, ярких музыкальных экспериментаторов, ставших классиками ХХ века Софии Губайдуллиной, самого Эдисона Денисова, а также показал неизвестную томским слушателям музыку башкирского композитора середины ХХ века Наримана Сабитова и свои собственные сочинения.

     Начало концерта было очень символичным, поскольку прозвучали произведения Франца Шуберта – одного из любимейших композиторов Э. Денисова, сыгравшего важную роль в его становлении как музыканта. Алексей исполнил экспромты №2 Ми бемоль мажор и №4 Ля бемоль мажор из опуса 90. Алексей сразу ввел слушателей в атмосферу музицирования начала XIX века, отразив в своей игре легкость и непринужденность, романтическую грусть и напевность. Названные экспромты – широко известная музыка, но пианист вложил в игру столько души, что слушатели не остались равнодушными и наградили музыканта теплыми аплодисментами.

     Музыка французских композиторов начала XX века Клода Дебюсси и Мориса Равеля перенесла слушателей в иную атмосферу. Дебюсси был представлен двумя прелюдиями – «Девушка с волосами цвета льна», поразившая тонкими пианистическими красками, прозрачностью и искренностью звучания, и «Менестрель» - яркая характерная зарисовка, удивляющая острыми и эксцентричными звуковыми комплексами, как будто мгновенно зарисовывающими кривляющийся и подпрыгивающий образ народного шута и жонглера. 

     Из творческого наследия М. Равеля Алексей выбрал и показал на суд слушателей Сонатину фа диез минор. В трех частях произведения нашли отражение разнообразные гармонические, фактурные, динамические краски. Первая часть характерна своеобразной гармонией, с «пустыми» созвучиями, пространственной фактурой, разделенной на пласты. Вторая часть была отмечена пианистом его мягким и нежным прикосновением к клавишам, и в то же время глубоким и проникновенным звуком. Более наполненное звучание, объемность  в фактуре и динамике отличали третью часть.

     Особое отношение показал Вакер к музыке немецкого классика XX века Пауля Хиндемита, творчество которого Алексей изучал как исследователь, написав на окончание вуза магистерскую диссертацию. Не удивительно, что исполнение Второй сонаты немецкого композитора отличалось особой отточенностью, продуманностью, даже некоторой педантичностью, к чему располагает сама музыка. Начинается соната очень просто, музыка воспринимается как какой-то народный напев. Но постепенно усложняется техника, фактура, гармония и уже слышна не песенка, а громогласный поток звуков. Что-то от средневекового хорала слышится во второй части, а третья возвращает к образам простым и бесхитростным, перемежающимся с танцевальностью. Но в коде звучат интонационные аккордовые комплексы, связывающие память с содержанием второй части. 

     Второе отделение концерта было не менее разнообразным и интересным. Прозвучали произведения и классиков – Софии Губайдуллиной, Эдисона Денисова, и неизвестного томским слушателям башкирского композитора середины ХХ века Наримана Сабитова. Сам Алексей Вакер дебютировал на томской земле как композитор.

     Открылось отделение исполнением «Темы с вариациями» op.2 соль минор Н. Сабитова. Казалось бы, весьма традиционный жанр, но музыка удивительно красива, наполнена эмоциональной силой. Тема вариаций – яркая, широкая, окрашенная в национальные тона. Она поддается широкому развитию в череде вариаций, имеющих разнообразные жанровые и образные наполнения, включая и песенность, и стремительный порыв, и танцевальность, и торжественность, масштабность. 

     Позиционируя себя как композитора, Алексей исполнил свой цикл, созданный в 2015 г. «Прелюдия, фуга и скерцо». Это небольшое произведение, в нем автор ищет свой стиль, пробует разные формы и техники. Прелюдия имеет несколько шаловливый характер, включает элементы танцевальности, в классически строгом стиле написана фуга, хотя и отличается достаточно сложным гармоническим языком. Более сложным в мелодико-гармоническом и фактурном отношении и эмоционально насыщенным является скерцо, в средине даже прослушиваются какие-то философские, раздумчивые нотки, но заканчивается все оптимистичным, уверенным утверждением позитивного начала.

     Последние произведения концерта не случайно оказались рядом. Их авторами являются Э. Денисов и С. Губайдуллина – два столпа авангардной музыки второй половины ХХ века

Е.В. Тюрикова

Вакер Симпозиум Вакер Симпозиум Вакер Симпозиум
Вакер Симпозиум
Поделиться:

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

2019 год – Год театра в России

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Мы на YouTube

Мы на Facebook

Яндекс.Метрика

Наша группа ВК