Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

О Методическом семинаре «Музыкальное воспитание на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ, ДШИ: из прошлого в будущее».

Методический семинар

     Второй год подряд (это становится хорошей традицией) в начале ноября на базе Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова проходит методический семинар для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин образовательных учреждений города и области. В этот раз он назывался «Музыкальное воспитание на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ: из прошлого в будущее». Организатором семинара выступили преподаватели специальности «Теория музыки». Идея мероприятия, его план были предложены и разработаны ведущим преподавателем колледжа Маргаритой Леонидовной Лисовой. Вела семинар заведующая ПЦК «Теория музыки» Лилия Александровна Зайцева.

     С добрыми пожеланиями плодотворной работы обратился к прибывшим на семинар директор колледжа П.И. Никитин, отметивший, что сегодня учителям приходится работать в сложной ситуации, когда изменилось мышление школьников, характеризующееся клиповым восприятием поступающей информации. Но выступающие затем с докладами преподаватели школ показали свою способность достойно работать в сложных условиях. Докладчики делились своими наработками, формами и методами работы в музыкально-теоретическом классе, приводили примеры из собственного педагогического опыта. Практически все выступления были построены в виде презентаций, коллеги показывали альбомы с детскими работами, представляли видео и аудио записи музыки или школьных мероприятий.

     Начался семинар с интересного выступления М.Л. Лисовой. Она предложила для прослушивания несколько фрагментов академической музыки, представляющих разные стили в современной музыке, которыми наполнено сегодняшнее музыкальное пространство. В аудио и видео записи прозвучали фрагменты пьес «Людмила» Эдисона Денисова из цикла «Силуэты», «Гуэро» Хельмута Лахенмана, «Барабан смерти» Сальвадора Киарино и современной постановки оперы Моцарта «Милосердие Тита». Звучащая музыка сопровождалась меткими комментариями относительно особенностей музыки и ее восприятия сегодняшними слушателями и зрителями. 

     Доклады касались самых актуальных тем. Первые два выступления были посвящены общепедагогическим проблемам – П.А. Каленова (ДШИ № 3, г. Томск) рассказала о своем опыте развития у детей способности рефлексировать в устном и письменной виде при восприятии музыки, А.П. Прохоренко (ДШИ № 5, г. Томск) раскрыл особенности феномена эмпатии, играющего важную роль в музыкальном воспитании детей при обучении в музыкальной школе.

     Два доклада были посвящены урокам слушания музыки. А.А. Сухотина (ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна, г. Томск) представила опыт приобщения детей к современной музыке, подчеркнув, что дети очень легко и с любопытством воспринимают самую авангардную музыку. Т.А. Плеханова (ДШИ, г. Северск) говорила о соединении рисования и слушания музыки, показала несколько альбомов с рисунками и стихами детей, оформленных ими после изучения темы «Музыкальные инструменты», зачитала удивительные поэтические работы своих учеников.

     В докладе Н.В. Скирневской (ДШИ п. Белый Яр) была рассмотрена проблема межпредметных связей в музыкальной школе, на конкретных примерах было показано, как реально можно использовать материал музыкальной литературы на сольфеджио и наоборот.

     Об открытом уроке по сольфеджио, на котором велась работа над развитием гармонического слуха, рассказала Н.В. Простова (ДМШ № 4, г. Томск). Докладчица раскрыла подробно план урока, назвала и прокомментировала все формы работы, показала примеры в видео изображении.

     Казалось бы, методика изучения оперного жанра в музыкальной школе хорошо известна, представлена в методической литературе. Но Э.А. Кочурова (ДШИ № 5, г. Томск) преподнесла эту тему невероятно интересно и насыщено, наполнив новой методологической и методической конкретикой.

     О сложной, но интересной, как оказывается, для школьников форме контроля за усвоением материала поведала преподаватель ДШИ № 4 г. Томска Е.С. Власова. Педагог говорила о коллоквиумах, которые проводятся как итоговое занятие по крупному разделу музыкальной литературы в конце года, а перед выпускным экзаменом помогают учащимся проверить свою готовность к нему.

     Принесла два клавира мюзиклов, в создании которых самое активное участие принимают дети, Т.И. Кологривова (ДМШ № 2, г. Томск). Эти клавиры являются подтверждением того, как в школе используют музыкально-театральную деятельность, вовлекая детей в музыкальное и сценическое творчество и актуализируя обучение нотной грамоте и другим премудростям музыкального образования.

     Последним было выступление Е.Н. Быстровой (ДМШ № 2, г. Томск), которая поделилась опытом работы над исследовательскими проектами. Сначала была представлена структура и технология проектной деятельности. Затем на видео экране были пролистаны страницы проекта «Память старых стен», посвященного жизни и творчеству Э.В. Денисова. Доклад очень заинтересовал присутствующих, было высказано пожелание к специалистам колледжа, чтобы организовали учебу по ведению проектной деятельности.

     Итог заседанию подвела М.Л. Лисовая: доклады и их обсуждение показали, что современный преподаватель музыкально-теоретических дисциплин должен знать современную и классическую музыку, иметь широчайший культурологический кругозор, владеть психолого-педагогическими навыками, уметь подавать учебный материал кратко, емко, доступно и очень интересно.

     Семинар также стал возможностью обсудить с педагогами школ другие насущные вопросы. Музыкальный колледж и представители ПЦК «Теория музыки» озабочены проблемой обеспечения абитуриентов для поступления в колледж на специальность «Теория музыки». Для ее решения были высказаны ряд пожеланий. Школьные учителя, например, пожелали видеть у себя в школах преподавателей колледжа с лекциями, которые бы представляли специфику предметов, читаемых в колледже и дающих широкую панораму специальности. В свою очередь колледж пригласил школьников участвовать во Всероссийском конкурсе по музыковедению, который состоится 3-5 декабря. 

     Во второй половине дня для школьных учителей были проведены открытые занятия по сольфеджио и музыкальной литературе.

     Прошедший семинар позволил преподавателям ДМШ и ДШИ не только представить свою исследовательскую и научно-методическую работу, выступив с докладами, но и поучиться у коллег, работающих в сфере специального музыкального образования.

Методический семинар Методический семинар Методический семинар
Методический семинар Методический семинар Методический семинар
Методический семинар Методический семинар Методический семинар
Методический семинар
Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика