В Томском музыкальном колледже имени Э.В. Денисова завершается реализация проекта «Музыка в цифре (к 95-летию Эдисона Денисова)». Еще в начале этого – 2024 – года колледж стал одним из победителей грантового конкурса Российского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Как следует из названия, проект «Музыка в цифре (к 95-летию Эдисона Денисова)» был посвящен знаменательной дате – 95-летию со дня рождения нашего земляка, композитора, который получил широкую известность, как в своей стране, так и за рубежом. Соединительным звеном для программы проекта стала не только фигура музыканта, но и его электронные произведения. Ими Денисов как бы заглянул в будущее – наши дни, активно развивающие IT-технологии в самых разных сферах производства, науки, творчества, в том числе и музыкального. В современной экономике и культуре это стало называться креативными индустриями. Одной из релевантных форм последних являются Школы креативных индустрий (ШКИ), открывающихся по всей России с 2022 г. В музыкальном колледже имени Э.В. Денисова (ТМК имени Э.В. Денисова) такая школа появилась в 2023 г. На стыке и гармоничном объединении/пересечении специальностей академического музыкального образования и образовательных IT-технологий было сформировано содержание проекта.
Реализация проекта осуществлялась с мая по ноябрь и включала проведение множества мероприятий. Все началось с пресс-конференции, где была представлена программа проекта. А дальше были проведены три экскурсии в музей «Профессорская квартира» и четыре публичные лекции. Эти мероприятия познакомили их участников с бытом семьи Денисовых, проживавших именно в той квартире, где сейчас располагается музей, и с творческой судьбой Э.В. Денисова, включая его электронные произведения. Намеченная в начале проекта линия «движения» от Денисова к современной электронике, продолжилась в следующих событиях. Ими стали: концерт учащихся класса синтезатора Н.А. Кондратьевой (преподавателя ТМК имени Э.В. Денисова, музыкального-хоровой школы «Фантазия» Лицея № 51 и ШКИ), экскурсии-презентации трех студий ШКИ (электронной музыки, анимации и 3D графики, звукорежиссуры). На экскурсиях школьники и студенты знакомились с аппаратурой студий и с преподавателями, которые осенью должны стать преподавателями на мини-курсах – кульминационной части проекта. Интересно, что обучение на четырех мини-курсах по электронной музыке (1), анимации и 3D графике (2), звукорежиссуре (3) и аранжировке на синтезаторе (4) велось, практически, параллельно с еще несколькими важными в просветительско-образовательном плане мероприятиями.
В начале сентября лекцию и мастер-класс по работе с нейросетью для генерации музыкального хита (фактически речь шла о кооперации «композитор-нейросеть») провела специалист из Москвы Евгения Евпак. Она известный и успешный музыкант, композитор (член Молодежного Отделения Союза Композиторов РФ), аранжировщик, звукорежиссер, саунд дизайнер, саунд продюсер, автор Метода Мелодизации Оцифрованного Звука, автор учебника «Основы музыкального продакшна» для продюсеров мультимедиа (М., 2021). Ведущим мастер-класса по работе со звуком, его превращении в музыкальный и использовании в электронных композициях стала Елизавета Згирская – томский композитор, выпускница ТМК имени Э.В. Денисова, творческий потомок (в определенной степени) Э.В. Денисова. Она училась в Московской консерватории имени П.И. Чайковского у Ю.С. Каспарова – одного из учеников Э.В. Денисова. Также в рамках проекта Елизавета представила специально созданное для него сочинение «Эхо хрусталя», в котором соединила акустическую музыку и электронную технику, позволяющую находить новые тембры, краски, звуки (именно в этом направлении работал Э. Денисов и другие новаторы музыкального искусства еще в 1960-е годы!).
Заключительным «аккордом» мини-курсов и всего проекта стал концерт-презентация «Детский альбом Э.В. Денисова в исполнительских и аудиовизуальных интерпретациях». Он состоялся 13 ноября и выполнил несколько функций. Во-первых, на нем были представлены творческие работы участников проекта, прошедших обучение на мини-курсах. Напомним, что таких мини-курсов было четыре: 1) Электронная музыка; 2) Аранжировка на синтезаторе; 3) Анимация и 3D графика; 4) Звукорежиссура.
Во-вторых, этим ученикам были вручены сертификаты, подтверждающие их участие в проекте и обучение на соответствующем мини-курсе. Сразу следует отметить, что были такие талантливые и творчески активные дети и студенты СПО (преимущественно студенты ТМК имени Э.В. Денисова, академические музыканты, осваивающие дополнительные для себя навыки из сферы креативных индустрий), которые обучились параллельно на двух мини-курсах, или написали по несколько электронных аранжировок пьес из «Детского альбома» Э. Денисова. Это с удовольствием отметили преподаватели мини-курсов, а ребята получили по два сертификата.
В-третьих, концерт выполнил еще и прекрасную просветительскую функцию. Благодаря проекту, с детскими пьесами Э.В. Денисова познакомились и ученики мини-курсов, осваивавшие новые технологии и выполнявшие свои творческие работы именно на музыкальном материале Э. Денисова, и студенты ТМК имени Э.В. Денисова, выполнившие вместе с преподавателями ансамблевые переложения фортепианных пьес композитора и исполнившие их на акустических (классических) музыкальных инструментах. Хочется верить, что чисто эстетическое наслаждение от прекрасной музыки Эдисона Денисова, созданной именно для детской аудитории и не «перегруженной» авангардным музыкальным языком, получили и слушатели Хрустального зала, в котором прошел концерт.
Концерт, как уже понятно из предшествующего текста, был построен на сочетании акустического и электронного звучания. «Марш» исполнили ансамбль скрипачей под руководством преподавателя колледжа З.В. Якубинской, а «Мюзетт» – Марианна Арнтгольд, студентка I курса по классу скрипки и концертмейстер Алена Андреева. Переложения этих пьес прекрасно звучали в скрипичном тембровом «одеянии». А ансамбль народных инструментов специальности «Инструменты народного оркестра» показал совершенство мелодического легато домр в пьесе «Ласковая песня» и ритмическую виртуозность – в «Клоунах».
Перед переходом к следующему жанрово-тембровому блоку два слова о том, чему обучались ребята на мини-курсе по звукорежиссуре, сказал его преподаватель Максим Евгеньевич Астахов и вручил сертификаты наиболее активным ученикам. Сам же он и один из его учеников присутствовали на концерте и выполняли звукорежиссерское сопровождение/обслуживание.
Следующие пьесы Эдисона Денисова представлял преподаватель мини-курса по электронной музыке Александр Петрович Прохоренко. Он отметил, что ученики его мини-курса работали с большим удовольствием и страстным желанием искать, пробовать, отбирать и находить разные краски и сочетания электронных тембров, предоставляемых современной компьютерной техникой. Александр Петрович показал в аудио-звучании семь пьес. Ценность этого блока ученических работ была еще и в том, что педагог и профессионал, отобрал для концерта самые интересные версии электронных аранжировок. При этом пять из семи пьес прозвучали в двух вариантах, выполненных разными «авторами». А.П. Прохоренко, также вручил сертификаты своим воспитанникам.
Мини-курс по аранжировке на синтезаторе оказался самым малочисленным по количеству обучающихся. Это объясняется тем, что занятия на синтезаторе не предполагают коллективной формы обучения. Но, преподаватель Наталия Александровна Кондратьева, имеющая огромный педагогический опыт по работе со школьниками и студентами СПО, смогла так организовать обучение, что у нее на занятии присутствовало одновременно по 3 человека. В результате на двух потоках мини-курс по аранжировке на синтезаторе прошли всего 6 человек, в то время как на двух потоках остальных трех мини-курсов смогли обучиться по 20 человек на каждом (одна студия имеет 10 учебных мест).
Ученики Наталии Александровны исполнили четыре пьесы. И эти исполнители, также как и ученики по электронной музыке, показали свои индивидуальные способности. И не только по овладению техникой игры на синтезаторе, но и по подбору тембров, регистров, темпо-ритмов, которые предоставляет «автору»-исполнителю синтезатор – электронный музыкальный инструмент с большим «запасом» музыкальных средств. Именно возможности синтезатора, конечно, под непосредственным руководством педагога и с его «подсказками», позволили ребятам представить пьесы Денисова в разных «тембро-акустических прообразах». Так, первая пьеса «Русская песня» была «исполнена народным оркестром». Вторая – «Хоровод» – также ориентировалась на «народное звучание», но в нем уже прослушивались джазовые элементы. В пьесах «Утро» и «Колокола» использовались собственно электронные тембры, хотя в последней все же присутствовал колокольно-перезвонный тембровый ориентир. Не случайно, аниматор изобразил на видео раскачивающийся колокольчик, то большего, то меньшего размеров, на фоне ярко голубого неба. Музыканты-синтезаторщики также получили от своего педагога сертификаты.
Последним вручал сертификаты преподаватель мини-курса по анимации и 3D графике Вячеслав Витальевич Рудченко. Предоставление ему последней очереди для выступления и награждения было совершенно не случайным (как известно, самым почетным в больших поп-концертах считаются первый и последний номера). Курс Вячеслава Витальевича оказался самым востребованным. Уже говорилось, что в аудитории на занятии могут присутствовать только 10 человек. Места желающие учиться занимали в процессе электронной регистрации. И, к сожалению, желающих, причем на оба потока, оказалось гораздо больше, чем мест. Некоторые даже интересовались, запланированы ли подобные курсы на будущее. Еще один важный критерий, определивший очередность выступления В.В. Рудченко – это количество работ, которые выполнили его ученики, и которые «сопровождали» исполнение музыки. Фактически, почти все детские пьесы Э. Денисова были прослушаны ребятами студии анимации и 3D графики, и каждый выбрал понравившуюся музыку, к которой делал свое «изображение» в виде рисованной картинки или анимации. Все работы демонстрировались на экране, которые располагался в центре зала. Ребята порадовали и педагога, и зрителей в зале своей фантазией, буйством красок, разнообразием образов и, даже, стремлением ритмически «вписаться» в музыкальное исполнение. Можно сказать, что графика и анимация были главным «участником» концерта-презентации и присутствовали «на сцене» на протяжении всего мероприятия.
Зрители на концерте были весьма благожелательными, каждое исполнение и видеоизображение сопровождались аплодисментами. Концерт-презентация поставил достойную точку в реализации проекта, осуществить который позволила именно грантовая поддержка Российского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Проект реализуется при Грантовой поддержке Движения Первых!
Гранты первых:
ВК: https://vk.com/mypervie_granty
ТГ: https://t.me/grantpervye
ОК: https://m.ok.ru/mypervie
#ГрантыПервых #ДвижениеПервых #СоздаёмДвижение
