С 19 по 21 ноября 2024 г. студентов Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова ожидали два необычных события – трёхдневный музыкальный хакатон и Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы музыкального продюсирования: национальные традиции и технологические новации».
Оба мероприятия проводились в рамках Международного фестиваля современной музыки в честь 95-летия со дня рождения Эдисона Васильевича Денисова. Подготовила и провела хакатон и конференцию московский композитор и музыкальный продюсер Евгения Евпак.
Это второе по счёту творческое взаимодействие Евгении со студентами музыкального колледжа. Первый раз она приезжала в Томск в сентябре 2024 г. для работы в проекте «Музыка в ЦИФРЕ (к 95-летию Эдисона Денисова), реализовавшегося при грантовой поддержке Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Тогда композитор провела мастер-классы по истории алгоритмической композиции и эволюции музыкальных нейросетей, а также демонстрировала невероятные эксперименты с полу-нейросетевым артистом ЁШШКА и показывала аудиозапись «Симфонии МЯФФ», созданной на основе музыкального претворения «вокальных профилей» реально живых (!) котов.
В этот раз, в ноябре, в течение трёх дней студентам Томского музыкального колледжа предлагалось освоить генеративные нейросети GigaChat, OkGPT и Шедеврум для разработки контент-плана, медиаплана и визуальной «упаковки» собственных музыкальных сочинений. Также во второй день хакатона Е. Евпак выступила ведущей и синхронным переводчиком на Международной конференции, познакомив студентов и преподавателей колледжа с международным опытом исследователей, музыкальных продюсеров и менеджеров.
Необычное сочетание – «музыкальный хакатон» – звучало новаторски и интригующе для студентов и преподавателей музыкального колледжа. Вообще-то, термин «хакатон» чаще фигурирует в мероприятиях по командообразованию для программистов и означает «краткосрочный марафон с целью реализации проекта». По задумке же автора и ведущей хакатона, краткосрочный марафон был предназначен для создания новых произведений (или их, в полном смысле слова, проектов) молодых композиторов, то есть, создания музыкальных проектов. Фактически, хакатон был нацелен на формирование у студентов колледжа представлений и практических навыков, связанных с разработкой нарративных историй (выраженных словами в виде некоего текста) и мифологизацией собственных музыкальных произведений.
В первый день хакатона, тема которого была обозначена как «Нарративные практики в композиторской музыке разных стран и эпох», студенты узнали, каким образом музыка рассказывает истории, о чём могут быть эти истории, как это делали композиторы разных эпох. В документальном фильме «Сторителлинг в музыке» перед удивлёнными зрителями оживали нейросетевые симулякры Платона и Эврипида, реконструировалось звучание орфического гимна, который выпускница Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Евгения Евпак подвергла целостному анализу.
Второй день хакатона совместил международную конференцию, проходившую в полувиртуальном формате, с онлайн-мастер-классом московского композитора Евгения Шкультина. От него студенты ТМК имени Э.В. Денисова узнали о том, как создаётся музыка для кино и мюзиклов, почему Чарли Чаплина можно считать первым кинокомпозитором, и как современные кинорежиссёры обходятся с музыкальным оформлением кино. Неожиданно-приятным эффектом второго дня хакатона стал творческий прорыв от студентов разных (!) специальностей – «Теории музыки», «Инструментального исполнительства», «Вокального искусства». За 40 минут Дмитрий Богданов и Виталий Жуйков героически сочинили фортепианные опусы, которые в третий день хакатона представили на защите музыкальных проектов. «Эхо» от интереснейшей практики предыдущего дня быстро разнеслось по колледжу. И на защиту музыкальных проектов к Дмитрию и Виталию присоединились Михаил Чумилин (так же, как и ребята накануне, вполне в марафонском темпе придумал свой композиторский проект) и Варвара Бугай.
В результате, все участники – авторы музыкальных проектов стали призёрами хакатона. За это они получили не только сертификаты за участие. Рекорд-лейбл Media Sharks предоставил им почётное право издать созданные музыкальные произведения на стриминг-сервисах и стать его артистами.
https://shedevrum.ai/post/dafcfff7a6a511ef94480ad361d3e203?share=evgeniya.evpak
Паучок, плетущий сети из нот, сгенерированный нейросетью Шедеврум, стал маскотом и символом конференции «Актуальные вопросы музыкального продюсирования: национальные традиции и технологические инновации», которую Евгения Евпак разработала и реализовала в качестве апробации диссертационного исследования. Докладчиками конференции стали ведущие эксперты и исследователи в области трансмедийного продюсирования, авторского права и музыкального продакшна из разных стран: Нидерландов, Перу, и профессора Факультета права и Факультета креативных индустрий Высшей школы экономики (г. Москва). Директор голландского издательства Donemus Publishing и преподаватель музыкального менеджмента Амстердамской консерватории Даво ван Пеурсен, открывший международную секцию конференции, рассказал об актуальных нарративных практиках продвижения творчества европейских композиторов и привёл любопытную статистику с данными о возрасте посетителей концертов академической музыки в Нидерландах. Звукорежиссёр и саунд-продюсер из Перу Йорге Авалос поделился со студентами колледжа секретами многоканального сведения и показал оборудование звукозаписывающей студии, продемонстрировав на примерах, как работают компрессоры и ревербераторы.
Из импульсного доклада доктора культурологии профессора Института медиа НИУ ВШЭ Анны Алексеевны Новиковой участники конференции узнали об историях успеха в трансмедийном продюсировании музыкальных и аудиовизуальных проектов, и что нелинейное повествование через разные медиаплатформы осуществляется для расширения целевой аудитории музыкальных проектов. Доктор юридических наук, профессор, заместитель директора кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ Руслан Александрович Будник рассказал о том, какие правовые вопросы сегодня актуальны для музыкального стриминга и музыки генеративных нейросетей, и какие подходы можно встретить в юридической практике.
Конференция стала открытой платформой для международного обмена опытом между музыкантами, продюсерами и исследователями, первая встреча с экспертами положила начало интеграции традиционных подходов популяризации музыкального искусства с современными технологиями.
