5 декабря 2024 г. в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова финишировал Международный фестиваль имени Эдисона Денисова, посвященный 95-летию композитора. Это был прекраснейший концерт из произведений студентов специальности «Композиция» Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
Программу концерта предложил кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Андрей Сергеевич Молчанов. Он сам отобрал произведения и продумал порядок их представления зрителям. В результате получилась очень интересная, жанрово и стилистически разнообразная музыкальная панорама творчества молодых композиторов, которые показали свои произведения либо в авторском исполнении, либо доверили озвучить их коллегам – студентам исполнительских специальностей консерватории.
Вначале концерта ведущая, молодой педагог колледжа Анастасия Кузнецова, подчеркнула намеренность организаторов фестиваля пригласить на финал именно МОЛОДЫХ композиторов. Ведь они – воистину реальные представители самой, что ни на есть, современной современности (тавтология здесь сознательная!).
Итак, в этот вечер, прозвучали произведения Анны Мухутдиновой, ассистента-стажера и Полины Избалыковой, студентки 4 курса из класса доцента Андрея Владимировича Попова; Ивана Новикова, студента 3 курса из класса доцента Елены Петровны Демидовой; Анастасии Безготкиной, студентки 4 курса из класса Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Юрия Павловича Юкечева; Никиты Дульского, студента 3 курса из класса кандидата искусствоведения, доцента Андрея Сергеевича Молчанова. Дополнением к новосибирцам стало выступление томского автора Марата Широкова. Он исполнил свою восточно-философскую пьесу «Гималаи» в самом начале концерта, и тем самым музыкально приветствовал последующих авторов и исполнителей из соседнего региона.
Вокальный цикл на стихи Владимира Пономарева исполнили автор Анна Мухутдинова (фортепиано) и Анастасия Мамонова (драматическое сопрано), лауреат международных конкурсов. В этом исполнении все было удивительно – красивейший по тембру голос Анастасии и безупречная фортепианная техника Анны, соединение которых дало прекрасный эмоционально-художественный результат. Правда, немного удивил слуховой контроль Анастасии своего пения с помощью камертона (настройка хормейстера по камертону перед хором – вполне привычна, а вот с использованием камертона прямо во время пения томичи встретились впервые).
Несколько неожиданным по содержанию оказалось рондо для фортепиано "LUCA" Ивана Новикова. Автор предпослал ему такое объяснение: «Рондо посвящено такой форме жизни, как «LUCA», которая появилась и развилась на земле более 3,5 миллиардов лет назад. От неё произошли все последующие формы жизни. Рефрен отсылает нас к тому, что черты «Luca» даже сейчас есть в генах ныне живущих организмов». В музыке рондо «прослушивались» и древние примитивы, и мотивы уже этнически окрашенные. Пьесу блестяще исполнила Лада Липинская.
По мнению многих зрителей самым ярким, профессионально совершенным произведением оказалась эмоционально наполненная соната для кларнета, скрипки и виолончели Анастасии Безготкиной. Ее исполнили лауреаты всероссийских конкурсов: Александр Зейбер – кларнет, Татьяна Потеряева – скрипка, Алексей Буданцев – виолончель. Музыка сонаты показала, что композитор удивительно проникновенно чувствует тембры инструментов, умеет их так соединять в ансамбль, что вообще забывается о том, что играют три инструмента. Анастасия проявила себя и как прекрасный мелодист, соединяющий мотивы и мелодии с насыщенными, по-классически стройными гармониями и аккордовыми комплексами.
Еще один вокальный цикл представил Никита Дульский. Свой цикл из 4-х романсов он назвал «Осенние Мотивы». В нем использованы стихи сибирских поэтов - Александра Плитченко, Марины Панфиловой, Владимира Пономарёва, Полины Орынянской. Музыка романсов то искристо импровизационная, то вальсовая и позитивная, то глубоко драматичная раскрывает разное душевное состояние героя – от тоски, грусти, отчаяния до надежды и постижения красоты природы. Произведение исполнили автор Н. Дульский (фортепиано) и А. Мамонова.
В финале концерта прозвучало своеобразное и оригинальное сочинение для двух фортепиано Полины Избалыковой. Она назвала его «Венская шахматная партия». В исполнении произведения участвовали два композитора – П. Избалыкова и А. Мухутдинова. При этом они показали себя еще и отличными пианистками, которые легко и виртуозно отразили все перипетии различных «этапов шахматной игры – дебют, миттельшпиль и эндшпиль» (из предисловия автора).
В целом, концерт прошел более чем успешно. Публика принимала студентов - молодых композиторов и их соратников исполнителей, очень тепло и радушно. Каждое выступление сопровождалось овациями. Томские зрители остались довольны концертом. Теперь ждут новых встреч с новосибирскими музыкантами. Последние в общении с организаторами фестиваля тоже выразили свои пожелания на будущие концерты в Томск. Буквально студенты говорили: «Приглашайте нас и мы обязательно, с удовольствием посетим ваш город».
