Совместными усилиями Департамента по культуре Томской области (в таком деле без финансовой поддержки – никуда!) и Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова в концертную афишу Томска вернулся Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова, посвященный в этом году 95-летию знаменитого томича. Ковидный кризис и другие проблемы на несколько лет приостановили регулярность, и, даже, обязательность этих фестивалей именно для Томска – родины композитора с мировым именем.
И вот, 18 ноября 2024 г. состоялось открытие Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова – этого большого и прекрасного музыкального праздника для всех горожан и приезжих, которые становятся томичами хотя бы на годы учебы в местных образовательных учреждениях.
Открытие Фестиваля ознаменовалось великолепным концертом, импульс которому дало приветственное слово Юрия Каспарова – одного из известнейших современных композиторов, музыкального педагога, профессора Московской консерватории. Каспаров хорошо известен томским профессиональным музыкантам и зрителям концертов, поскольку не раз приезжал в наш город и с концертами Московского ансамбля современной музыки, и как председатель или член жюри Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова, который с 2007 г., с периодичностью один раз в три года, проводится в Томске.
Свою приветственную речь Юрий Сергеевич заранее записал в формате видеоролика и прислал в колледж для его показа именно в день открытия Фестиваля. Он, как один из немногих прямых учеников Э.В. Денисова, очень тепло отозвался о своем педагоге. При этом акцентировал внимание слушателей на двух тезисах, подчеркивающих сущностную характеристику музыкального языка и, в целом, музыки Эдисона Денисова. Каспаров коснулся понятия музыкального авангарда как творческого метода и направления, к которому всегда безоговорочно относили Денисова. Но, профессор подчеркнул, что это, в общем-то, ошибочное суждение. Денисов – прежде всего, новатор и классик. Эти две оценочные категории являются самыми важными для музыкального искусства во все времена. Хотя и понятно, что новаторство осознается и принимается далеко не сразу, а с некоторым временным интервалом. Также и классиком творец признается по прошествии времени, после закрепления в устоявшейся музыкальной практике и получения высокой художественно-эстетической оценки профессионального сообщества и слушательской аудитории.
Итак, начало Фестивалю было положено. И зазвучала ее величество Музыка!
Организаторы концерта – отдел по научно-методической и творческой работе колледжа – продуманно и профессионально подошли к формированию программы, подбору исполнителей, выстраиванию последовательности произведений.
Открылся концерт совершенно новой музыкальной композицией, написанной ее автором Валерием Ермошкиным специально к Фестивалю и 95-летию со дня рождения Эдисона Денисова. Струнный квартет «Фаэтон» из Томской государственной областной филармонии в составе Семена Промое, Марины Рябовой, Елизоветы Смоликовой, Алены Юрченко и искуснейший флейтист Петр Усатюк исполнили Концерт для флейты (одного из любимейших инструментов Денисова!) и струнного квартета. Произведение буквально заворожило слушателей великолепным ансамблем тембров флейты и струнных смычковых, их перекличками, или даже взаимопроникновением. Иногда голос флейты словно «вырастает» из струнных, как молодой росток из зернышка, иногда флейта «порхает» над звуковым простором струнных. При этом основной образ музыки – гармония души, спокойствие и созерцательность.
А затем зазвучала музыка совершенно другого характера, традиции и стилистики. Предыдущее звучание струнных и флейты сменил чарующий тембр голоса (сопрано) Анны-Елены Любовской (Германия). Выпускница нашего музыкального училища, лауреат всероссийских и международных конкурсов Анна-Елена исполнила арию Сюзанны из одноименной оперы американского композитора Карлайла Флойда. Композитор родился на 3 года раньше Эдисона Васильевича, но ушел из жизни совсем недавно – в 2021 году, прожив долгую и плодотворную творческую жизнь. «Сюзанна» является его самой известной оперой серьезного драматического содержания. Все драматические события сконцентрированы на образе Сусанны. По исполнению певицы, по драматическому звучанию ее голоса было, реально, слышно, как глубоко она прочувствовала образ и характер своей героини. А помогала певице прекрасная пианистка, преподаватель и концертмейстер колледжа Дарья Махтаева.
Совершенно изумительным было исполнение произведения 1997 г. современного турецкого композитора и пианиста Файзиля Сея. Его сонату для скрипки и фортепиано исполнили лауреат международных и всероссийских конкурсов Семен Промое и Дарья Махтаева. Эти удивительно талантливые музыканты и именно с этой сонатой приняли участие в Международном музыкальном конкурсе Алисы Гицба (Москва-Сухум) в номинации «Искусство ансамбля». И, конечно же, стали лауреатами как исполнительская единица – дуэт. Хочется особо отметить высокий художественный уровень исполнения наших земляков. Казалось бы, 5-частная (!) соната (совершенно академический жанр, уходящий корнями в XVIII столетие, к которому уже не так часто обращаются современные композиторы!), но слушали в зале, буквально, затаили дыхание от восхищения техникой и эмоциональностью музыкантов, доставляющих истинное эстетическое наслаждение.
И в следующем концертном номере также участвовала Дарья Махтаева, продемонстрировав концертмейстерскую способность чувствовать и понимать вокалиста, с которым выступает. Теперь ее «патроном» была Татьяна Стукалова (сопрано). Она исполнила философско-возвышенную композицию Алексея Пиоттуха «Высокий дождь» на стихи Елизаветы Стюарт.
Международный статус фестиваля поддержали музыканты из Китая – Цао Пенжуй (труба) и Лю Юй (вокал). Первый исполнил «Вокализ» Н. Ракова, вторая – песню «Слушай дождь» представителя национальной композиторской школы Чжао Юаньжэня.
Одно произведение – «Голос» Александра Вустина, написанное в 2001 г., выделилось из остальной программы концерта. Необычность этой композиции в том, что она исполнялась соло (сопрано), но без привычного для большинства любителей академической музыки инструментального сопровождения. В своем пении Вероника Цай показала всю силу человеческого голоса – яркого выразителя мысли, материализованной в слове и музыкальном интонировании.
Три номера концерта представляли произведения для флейты в разных ансамблевых комбинациях. Так, квартет флейт в составе студенток колледжа Софьи Дювиной, Ульяны Степановой, Ольги Шелгачевой и Камиллы Герасимовой весьма искусно исполнил юмористическую, задорную и шутливую пьеску «Сиамский», являющуюся третьей частью в сюите «Разговор котов» французского композитора Марка Бертомье.
Свое мастерство в двух флейтовых композициях продемонстрировала Софья Дювина. Она еще учится в нашем колледже, но уже многократно участвовала в концертах различного уровня. Теперь настал черед международного фестиваля. В ансамбле с Татьяной Банниковой была исполнена Фантазия «Арабеска» для соло флейты и перкуссии, а в контакте с концертмейстером Аленой Андреевой – «Ноктюрн». Оба произведения написал современный американский композитор нидерландского происхождения Герман Бифтинк. По музыке – это два абсолютно разных образа и характера. Слушая «Арабеску», вспоминаются Н. Римский-Корсаков с его «Песней Заморского гостя» или П. Чайковский с танцем «Кофе»… А небесная, просто божественная музыка Ноктюрна, фактически, так воздействует на душу, что она начинает петь и плакать.
К 95-летию Э. Денисова студентами и преподавателями нашего колледжа было сделано несколько оригинальных аранжировок пьес из фортепианного сборника композитора «Пьесы для детей». Два произведения были переложены для скрипичных тембров. «Марш» исполнил ансамбль скрипачей, которым руководит З.В. Якубинская, концертмейстером является Алена Андреева. Задумано ли так было автором, или свою лепту внес аранжировщик, но, музыка вызвала вполне ассоциативную связь с музыкальным стилем Д. Шостаковича. А солистка ансамбля Марианна Арнгольд чутко передала определенную музыкальную изысканность в звучании «Мюзета».
Ансамбль народных инструментов под руководством Л.Г. Золотаревой исполнил еще две пьесы из названного сборника. Тембровая окраска ансамбля прозвучала абсолютно аутентично в «Лирической песенке» Денисова. Можно подумать, что композитор заранее предвидел такую исполнительскую интерпретацию. Резким контрастом песенке прозвучали «Клоуны» – миниатюрка, в которой на ритмо-интонационном и гармоническом уровнях тонко «подмечены» ужимки и кривляния клоунов.
Великолепным финалом концерта, вполне сопоставимым с весомостью его начала, стало выступление двух хоровых коллективов колледжа, возглавляемых преподавателем колледжа Е.В. Царевой и поддерживаемых концертмейстером Н.В. Гололобовой. Женский хор исполнил хоровую пьесу гимнического звучания С. Екимова на собственные стихи «Музыка стихов». А Смешанный хор спел одну из частей цикла «Приход весны», которая называется «Осень». Кажется, эта музыка как раз соответствует последним календарным дням осеннего периода, когда проходит наш фестиваль. «Осень» прозвучала очень уверенно и возвышенно, как устойчивый аккорд в каденции большого и грандиозного произведения-события, которым в нашем случае является Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова.
Больше фотографий с концерта-открытия Международного фестиваля смотрите в группе ВКонтакте: https://vk.com
