Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

«СОЗДАВАЯ НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Жесткоавангардные предпочтения Международного жюри

25 ноября 2013 года в Органном зале Томской филармонии состоялся Концерт-Закрытие III Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова, где перед томской публикой должны были прозвучать сочинения лауреатов конкурса. 

В начале мероприятия томичей приветствовал председатель Ассоциации Современной Музыки (АСМ), член жюри конкурса, кандидат искусствоведения, композитор Виктор Екимовский (г. Москва), кратко рассказавший о работе жюри и о присланных на конкурс сочинениях из 16 стран мира, включая Россию. Второй представитель жюри, приехавший в Томск на завершение конкурсных мероприятий, – молодой московский композитор, преподаватель Московской государственной консерватории Владимир Горлинский выступил на концерте в качестве дирижера при исполнении произведений дипломантов и лауреатов конкурса.

Программа Концерта-Закрытия, названная «Создавая новое пространство», включала сочинения как признанных в профессиональной среде мастеров XX века, так и молодых композиторов, заявивших о себе уже в веке XXI. Все они прозвучали в прекрасном исполнении московского ансамбля – духового квинтета«Sui generis» (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна).

Первым исполненным произведением были «Три короткие пьесы» для духового квинтета французского композитора Жака Ибера, написанные в 1935 году. Сочинение легкое для восприятия, пестрящее игривыми интонациями, галантными танцевальными ритмами и пронизанное приятными мелодиями. Но как только отзвучала последняя нота музыки Ибера, вся она так же легко растворилась в воздухе, не оставив ни своими игривыми вальсами, ни лирическими дуэтами кларнета и флейты никаких ярких впечатлений, а осталось лишь само воспоминание - действительно только что что-то звучало.

Вторым номером концерта прозвучала «Летняя музыка» американского композитора Самуэля Барбера, написанная в 1948 году. Сочинение близкое предыдущему по характеру, но куда более рельефное в воплощении. Автор знаменитого Adagio Самуэль Барбер тонко чувствует музыкальную ткань, оставляя в сочинении место целым «островам» лирики, сменяющейся веселыми quasi народными попевками и практически изобразительными фрагментами, которые делают эту музыку по-настоящему летней.

Последующие пять произведений также были очень близки друг другу, но выдержаны они в совсем другом ключе. Звучали сочинения самого Эдисона Денисова (его духовой квинтет), имя которого носит не только фестиваль, но и «хозяин» конкурса - Томский музыкальный колледж; Георгия Дорохова, томича, дипломанта Первого Международного конкурса молодых композиторов имени Денисова, к сожалению, в начале 2013 года ушедшего из жизни в возрасте 28 лет, а также молодых композиторов, лауреатов нынешнего конкурсаНурии Хименес Комас (Испания) и Ивана Эйдзи Симура Ямаучи (Бразилия). Именно с такой музыкой сейчас и ассоциируются слова «современная» и «новаторская». Необычно в ней практически всё - расширенная трактовка инструментов, новые способы звукоизвлечения; отсутствуют ритм, мелодия и гармония в их привычном понимании, а сама музыкальная ткань структурно организована чрезвычайно сложно, что требует максимального уровня профессионализма от композитора.

Однако каждый раз на концертах такой музыки происходит примерно одно и то же - слушатели, многие из которых действительно пришли для того, чтобы прикоснуться к новому искусству, уходят с концерта с ощущением того, что их обманули. Они не слышат в этих свистах кларнета и рыке фагота музыки, а слышат лишь набор звуков. Да, любой хороший профессионал сможет оценить уровень такого произведения, но только потому, что знает, как устроена музыка и видит, что эти сочинения действительно созданы как точно работающий механизм, где каждый скрип и шорох находятся на своём месте и работают как маленькая шестеренка в больших часах. Но обычный слушатель, условный человек с улицы не ощущает в этих сочинениях единственного для него параметра качества - эмоционального и чувственного отклика. Для такого человека не имеет смысла, насколько хорошо сделаны часы, по которым невозможно сказать который сейчас час.

«Вещь, написанная только новым словом, не задевает сознания» - эти слова Велимира Хлебникова довольно точно описывают то, что чувствует гак называемый «неподготовленный» слушатель на таких концертах. Музыкальный язык, которым пользуются композиторы современности, хоть и не очень нов по сути (ведь многие его основы были заложены, например, Арнольдом Шенбергом или Джоном Кейджем еще в начале и середине прошлого столетия), но он так и не стал привычным. Почтальон не запел мелодии нововенцев, хотя многие из них считали это неизбежным. А значит, вероятность такого музыкального языка войти в общее слуховое поле большинства с каждым годом стремится к нулю, что обрекает эти сочинения на существование в «темном уголке» общей музыкальной культуры, до которого доберутся лишь «подготовленные профессионалы».

При этом не вся современная композиторская музыка такая, но, к сожалению, именно жесткоавангардный её вариант котируется жюри конкурса несколько выше других, преграждая дорогу новой простоте и искренности, написанной без эпигонства музыки прошлого, но и не перегруженной «новациями». 

Конкурс и фестиваль имени Эдисона Денисова - прекрасное и уникальное для города начинание, благодаря которому томские слушатели знакомятся с произведениями современников, и именно поэтому нужно стремиться к максимальному разнообразию представленной на нем музыки. Чтобы запрос на произведения другие по характеру не звучал как «Простите, а нет ли у вас другого глобуса?».

 Григорий Лосенков, студент IV курса специальности «Теория музыки» Томского музыкального 

колледжа имени Э.В. Денисова

ФОТО С КОНЦЕРТА 

Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика