Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

«CANTUS FIRMUS ЧЕРЕЗ ВЕКА»

В Хрустальном зале снова аншлаг!

24 ноября 2013 года в Хрустальном концертном зале Томского музыкального колледжа в рамках III Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова состоялся концерт под названием «Cantus firmus через века». Используемый в названии музыкальный термин в переводе с латинского языка означает «неизменный напев». Организаторы концерта хотели подчеркнуть, что, независимо от веков, событий, идей и стилей, музыка несет людям Добро, Свет и Красоту. Важность именно этих понятий для собственного творчества и в целом для современной музыки отмечал Э.В. Денисов. Такому названию полностью соответствовала музыкальная программа, в которую входили произведения от XVIII до XXI веков.

Еще до начала мероприятия было проблематично найти свободное место, поскольку в зале был аншлаг, но нам, студентам музыкального колледжа удалось присесть на дополнительные стулья.

На концерте выступал московский духовой квинтет «Sui generis» (в переводе - «своеобразный, единственный в своем роде»), созданный совсем недавно, в 2012 году. Квинтет состоит из студентов и выпускников Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Это молодые, талантливые музыканты, обладающие виртуозными данными, победители международных и всероссийских конкурсов. 

В состав ансамбля вошли все деревянные духовые оркестровые инструменты – флейта, гобой, кларнет, фагот (Ольга Селезнева, Александра Задворьева, Юрий Таштамиров, Данила Савенков соответственно), а также валторна (Филипп Бесядовский) – один из инструментов медной духовой группы. К такому инструментальному составу был очень неравнодушен Э.В. Денисов.

Первым номером прозвучала музыка Августа Клугхардта - немецкого композитора и дирижера второй половины XIX века - Квинтет op. 79, до мажор, в 4 частях. Эта оказалась приятная, умеренно романтическая музыка, очень близкая для русского человека. Не случайно А. Клугхард очень любил музыку своих русских современников.

Вторым номером было исполнено сочинение 18-летнего московского композитора Владимира Обухова. Он окончил Детскую школу искусств имени И.Ф. Стравинского, сейчас учится в колледже при Московской консерватории и уже не раз становился лауреатом различных международных композиторских конкурсов. Прозвучавшая на концерте композиция "Pulse triggering" ("Запуск пульса" или "Рождение пульса") была прислана на III Международный конкурс молодых композиторов имени Эдисона Денисова, но в последний момент, уже в преддверии заседания жюри, Владимир снял своё сочинение с конкурса… Оказалось, что несколько ранее он отправил это сочинение на другой конкурс композиторов, проводимый Московской государственной консерваторией, а когда узнал, что стал его лауреатом, то обязан был отказаться от участия в конкурсе имени Денисова, поскольку правила конкурса гласят, что молодые композиторы представляют сочинения, которые не получали призов на других конкурсах! 

По комментарию самого автора, «произведение "Pulse triggering" основано на идее импульса и резонанса. Оно пронизано маленькими волнами, маленькими "импульсами и резонансами", которые приводят к заключительному апофеозу». Как выразилась одна из слушательниц после концерта, основной импульс шел от флейты. Ольга Селезнева, исполняющая партию флейты, на протяжении всей композиции специфически кивала головой, что с одной стороны, символизировало зарождающийся пульс, а с другой стороны, - помогало музыкантам слаженно и правильно сыграть это новаторское, авангардное сочинение. 

К сожалению, не все присутствующие на концерте поняли и приняли новаторство второго прозвучавшего произведения, поэтому к началу второго отделения ряды зала немного поредели. Зато оставшиеся истинные ценители академической музыки были вознаграждены за свою стойкость и желание понять новаторское искусство. 

Программу 2 отделения концерта открыла музыка Вольфганга Амадея Моцарта, одного из любимых композиторов Э. Денисова. Творчество Моцарта стало одной из основ художественного мировоззрения выдающегося томича. К тому же самого Э.В. Денисова часто называют «Моцартом XXI века». В исполнении московских гостей прозвучала Фантазия фа минор, написанная Моцартом в 1791 году для механического органа, а в концерте представленная в переложении для духового квинтета Вольфганга Себастьяна Меера.

Завершило программу концерта произведение Джулио Бриччальди - итальянского флейтиста-виртуоза и композитора XIX столетия. В 1847 он познакомился с Теобальдом Бёмом, который создал современную поперечную флейту, и вскоре улучшил модель его флейты, сконструировав двойной клапан си бемоль, который используется по сей день. 

Ансамбль исполнил один из двух духовых квинтетов Д. Бриччальди – op. 124 ре мажор в 3-х частях. 1 часть квинтета, прозвучавшая в темпе Allegro, носила светлый, светский характер. Вторая часть, открываясь небольшим лирическим вступлением, создана в стиле неторопливого вальса. В финале преобладали героико-взволнованные образы, которые оттенялись лирической музыкой среднего раздела. 

Концерт завершился громкими, долгими аплодисментами и криками «Браво!», которые наполнили весь зал. На бис ансамбль исполнил «Канкан» И. Штрауса, после которого зрители снова ответили громкими овациями и восторженными возгласами.

На концерте мы услышали произведения малоизвестных композиторов, а также узнали много нового, благодаря ведению концерта директором музыкального колледжа Н.И. Чабовской. Концерт оставил яркие впечатления, хорошие воспоминания и приподнятое настроение. Мы очень рады, что смогли на него попасть.

Кира Слубских, Олег Кайстров, студенты 2 курса специальности «Теория музыки» 

Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова»

ФОТО С КОНЦЕРТА 

 

Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика