Музыка счастливых людей
Все-таки счастливые люди – музыканты. Взяли инструменты в руки, начали играть, «вошли в музыку» и пребывают в счастливом, блаженно-радостном состоянии вдохновенной импровизации. Да, именно импровизация дает самые удивительные впечатления музыкальной свободы и радости творчества здесь и сейчас. Но стать музыкально счастливыми могут не только музыканты, а и все другие люди. Для этого и нужно-то всего ничего. Просто побыть в одной компании со счастливыми людьми, в нашем случае – с музыкантами, то есть побывать на их концерте.
Такой концерт, и именно счастливых людей, то есть музыкантов-импровизаторов состоялся 20 марта в Хрустальном зале музыкального колледжа имени Э. В. Денисова. Искусство импровизации представлял дуэт исполнителей в составе Масами Судзуки (Япония) и Романа Столяра (Россия, Новосибирск).
Что это была за музыка, какое вдохновенное исполнение!
Всего прозвучало шесть композиций, по три в каждом отделении концерта. Прежде всего, поражала свобода музыкального общения исполнителей. Было удивительно наблюдать и, слушая слышать (!), как музыканты буквально «перекидывают» друг другу ведущую роль в дуэте. То есть музыканты настолько равноправны по своему дарованию и умениям, что они то соревнуются, то чередуются, то обмениваются функциями ведущей и ведомой партии. Только очень флегматичный или абсолютно равнодушный к музыке человек может не радоваться, слушая подобный ансамбль двух импровизаторов.
А как гармонически и тембрально музыканты взаимодополняли друг друга! Причем гармонические созвучия, казалось, возникали на глазах у слушателей. Конечно, такую музыку нужно слушать вживую, а не рассказывать о ней словами. И все же хочется отметить тембровую «игру», причем не только тогда, когда музыканты импровизировали на родственных, то есть духовых инструментах, но не менее поразительными были тембровые находки и при сочетании рояля с сопрановым саксофоном, с кларнетом, с японской народной флейтой. Удивительный ансамбль явила третья композиция из первого отделения. Ее исполняли на двух инструментах, но реально было три исполнительских голоса-партии, поскольку Масами не только играл на варгане, но еще и очень ненавязчиво напевал. В результате голос, варган и рояль составили трио, в котором из трехзвукового сочетания возник еще один звуковой эффект – подобие горлового пения. Ну разве не радостно нам быть свидетелями такой тембровой игры, а музыкантам – творить звучащее чудо?!
Вообще музыканты все время играли в музыку, играя музыку. Так, во второй композиции из второго отделения музыканты смогли и поплясать (слышалась какая-то пляска в метроритмической основе), и похулиганить, (забавляясь тембровыми возможностями своих инструментов), и помедитировать, когда дуэт «рояль – кларнет» перешел в дуэт «блок-флейта – кларнет». Очень хорошо сопрано-саксофон представил Масами во второй композиции из первого отделения. Саксофон буквально был «живым» в умелых руках и губах музыканта – инструмент то говорил, то смеялся, то превращался в какое-то чисто природное звучание.
Говоря об импровизации, нельзя не вспомнить расхожее утверждение о том, что любая самая лучшая импровизация должна быть хорошо подготовлена. В дуэте Судзуки – Столяр тоже чувствуется некая архитектоническая продуманность. Многие композиции начинает Роман, потом подключается Масами, а заканчивается все сливающимся унисоном. По такому принципу формируется архитектоника второй композиции из первого отделения. Вначале прозвучало соло рояля очень романтического плана, где мелодия разлита в гармонических фигурациях, затем на первый план вышла упругость, ритмичность и подключился саксофон, который, однако не долго был на вторых ролях. Он сумел проявить себя во всей красе, показав все свои технические и тембровые возможности. Затем «природная» музыка была подхвачена дуэтом духовых, которые буквально слились в конце пьесы.
Отдельного слова заслуживает последняя композиция. Опять все началось с соло рояля, потом подключился саксофон. Казалось, инструменты никак не попадали в единую ритмическую основу. Но постепенно стало понятно, что «поиски» ритмической гармонии не были случайными, а осуществлялись намеренно, прямо на наших глазах. Ощущение ритмического дисбаланса, возможно, было вызвано тем, что Столяр как ведущий в дуэте сначала задал маршеобразную основу, а Судзуки «предлагал» свой метроритм, но потом музыканты как будто договорились, очень хорошо стали чувствовать друг друга и импровизация перешла в благостную музыку. Ну разве это не счастье ощущать живое биение музыкального пульса, чувствовать его трансформации и слышать результат движения музыкальной мысли к финальной точке?!
И еще один счастливый момент приносят подобные концерты. Помимо живой музыки, что без сомнения самое важное, перед концертом можно было приобрести диски музыкантов, а во вступительном слове музыковеда – получить дополнительную, но не менее нужную и полезную информацию об исполнителях.
Музыканты Масами Судзуки и Роман Столяр – широко известны в мире импровизационной и авангардной музыки и у себя на Родине, и далеко за пределами. Ведущая концерта Василина Сыпченко достаточно полно представила исполнителей. Она рассказала, что Масами – очень интересный человек, проявивший себя в разных сферах деятельности. Он не только исполнитель на кларнете, саксофоне, японских народных духовых инструментах, но и писатель, переводчик, исследователь русской культуры. В частности, он является автором книг «Архитектура языка: исследование творчества Осипа Мандельштама» (2001), «Русский джаз. Горячая музыка холодной страны» (2006), «Современная русская культура (работа в соавторстве, 2000), его статья «Сергей Курехин и авангардная музыка: 1980-1990» опубликована в сборнике «Русская культура на пороге нового тысячелетия» (Саппоро, 2001). Судзуки начал играть джаз на кларнете, сопрано- и альт-саксофоне, еще будучи студентом университета Васеда. С 1985 по 1998 год был участником фри-джазового трио «Free Music Machine». А знакомство в 1989 году с известным российским музыкантом Сергеем Терехиным и в 1991 году с джазовой группой «Архангельск» стало знаковым для Масами. Отныне он стал приверженцем свободной импровизационной музыки и начал глубоко изучать новую русскую музыку. Свободу и радость импровизации он находит в творческих содружествах, выступая на концертных площадках вместе с поэтами, перформерами, танцорами.
Не менее примечательной личностью является и новосибирский композитор и пианист Роман Столяр, хотя, называя его пианистом, мы сужаем творческий диапазон музыканта, который прекрасно владеет целым арсеналом духовых инструментов, прежде всего набором блок-флейт. Вот и на нынешнем концерта Роман в дуэте с Масами играл не только на рояле, но и на двух блок-флейтах в разных композициях. Р. Столяр – член Союза композиторов России, Международного общества импровизационной музыки. Кроме своего композиторского и исполнительского творчества Столяр известен и как исследователь, педагог, руководитель семинаров и мастер-классов. Все страны, в которых побывал музыкант в той или иной своей ипостаси, даже не перечислить. Ведущая концерта обобщила данную информацию, указав только общее число стран – двадцать. Василина Сыпченко также отметила, что Роман Столяр вел мастер-классы по коллективной импровизации в учебных заведениях России, Швейцарии, Франции, Италии и Америки, на независимых площадках Австрии и Германии. В концертной деятельности музыкант сотрудничал со многими известными исполнителями импровизационной музыки. Он также является автором первого российского учебного пособия по свободной импровизации «Современная импровизация. Практический курс для фортепиано».
Масами Судзуки и Роман Столяр знакомы с 2010 года, когда повстречались в Москве на одном из музыкальных форумов и сразу же совершили небольшое турне по близлежащим российским городам. Затем поочередно были концерты с польской флейтисткой Эдитой Фил и американским флюгельгорнистом Эдом Саратом. Следующий творческий контакт произошел в Японии, куда Роман Столяр был приглашен с лекциями и концертами.
Хочется верить, что после концерта импровизационной музыки в Томске стало немного больше счастливых людей, ведь они больше часа провели в компании счастливых людей – музыкантов-импровизаторов.
Е.В. Тюрикова