Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

10 лет с МАСМ

22 марта в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа от-крылся Фестиваль современного искусства, посвященный 85-летию нашего земляка, выдающегося композитора последней трети ХХ века Эдисона Денисова, чьё имя колледж носит 15 лет. Фестиваль открылся выступлением Московского Ансамбля Современной Музыки, с творчеством которого томичи знакомы уже десять лет. Впервые МАСМ приехал в Томск в декабре 2004 года. Тогда 10 лет назад музыканты ансамбля познакомили слушателей  с творчеством голландского композитора Родерика де Мана и российского композитора Григория Воронова, которые вместе с музыкантами приехали в Томск и тоже присутствовали на концерте, а также прозвучали произведения А. Скрябина, Д. Шостаковича и Э. Денисова. С первой встречи музыканты ансамбля поразили слушателей высочайшим исполнительским уровнем. Менее чем через полгода, в апреле 2005 ансамбль вновь приехал в Томск, выступив в рамках Международного фестиваля имени Э. Денисова, а в 2007 году МАСМ был участником Первого международного конкурса молодых композиторов EDES и в исполнении музыкантов ансамбля прозвучали сочинения лауреатов и дипломантов конкурса. Затем фестиваль 2012 года, и вот – новая встреча с любимыми музыкантами и теперь уже друзьями. 
Музыканты представили две программы. Первая, прозвучавшая 22 марта, названа «Вокруг Эдисона Денисова». Концерт открыли «Пять фрагментов» ор. 42 Дмитрия Шостаковича. Включение в программу произведения Д. Шостаковича очень естественно и уместно. Известно его участие в судьбе Эдисона Денисова в период становления композиторского мастерства. В версии Олега Танцова это произведение, написанное Шостаковичем почти 80 лет назад, прозвучало очень современно. 
Творчество Э. Денисова было представлено в концерте двумя произведениями – Сонатой для виолончели и фортепиано (1971) и одним из последних произведений композитора Трио для флейты, бас-кларнета и фортепиано (версия Олега Танцова). Первое произведение известно томичам, т.к. в 1999 году, во время присвоения томскому училищу имени его выпускника, Сонату исполнили томские музыканты Татьяна Мишина (сейчас живет и работает в Москве) и Ирина Строкова, преподаватель специального фортепиано Томского музыкального колледжа. Это произведение отличает высокий уровень экспрессии. Первая часть Сонаты – непрерывный диалог-борьба между виолончелью и фортепиано, а во второй части движение – главная цель. Соната прозвучала в исполнении мэтра современного фортепиано – Михаила Дубова и молодого виолончелиста Ильи Рубинштейна, который впервые приехал в Томск в составе ансамбля. 
Звучание рядом с музыкой Эдисона Денисова произведений французских композиторов также никого не удивляет, ведь связь с французской культурой значима для всего творчества нашего земляка. В концертную программу вошли произведения Тристана Мюрая и его ученика Жана-Люка Эрве, композиторов, работающих в направлении спектральной музыки. Она опирается на анализ звукового спектра произведения. Спектральная композиция рождается из манипуляций с различными параметрами, полученными в результате такого анализа. В «La Barque Mystique» (Мистическая лодка) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Тристана Мюрая ощутимо «дыхание формы». А пьесу Жана-Люка Эрве «Interieur Rouge» («Красный интерьер») для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано несложно визуализировать и вообразить в красных тонах.
Настоящим потрясением для слушателей стала композиция американского композитора Джорджа Крама «Голос кита» для флейты, виолончели и фортепиано. Сам композитор писал, что произведение было создано «под впечатлением от пения кита-горбатки, магнитную запись которого я слышал за два или три года до того. Каждому из трех исполнителей предписано быть в черной полумаске. Маски, обезличивая смысл человеческого взгляда, призваны символически представить мощные, безличные силы природы (природы без человека)». Как всегда у Крама, в этом произведении много таинственности, недосказанности, символики и как всегда это - инструментальный театр.
Программа второго концерта названа музыкантами «Неформат». В ней, по словам директора ансамбля Виктории Коршуновой, представлены самые актуальные тенденции в развитии современной музыки. Открыло концерт произведение австрийского композитора Петера Аблингера «Voices and Piano» для фортепиано и саундтрека. Петер Аблингер решил переложить голоса великих людей для фортепиано. Прослушав его опус «Voices and Piano», мы, например, узнаем, что голос Бертольда Брехта, рассказывающий про Гитлера, звучал отрывисто и нервически, а голос Валентины Терешковой из космического корабля на орбите – уверенно, но чуть-чуть устало. Идея Аблингера и её реализация, по мнению слушателей, просто великолепны.
«Krull Quest» Эйвинда Торвунда для виолончели и видео в исполнении Ильи Рубинштейна иронично представило перед слушателем странный угловатый мир ранних компьютерных игр.
«Road movies» американского «минималиста, разочаровавшегося в минимализме» Джона Адамса для скрипки и фортепиано в исполнении Владислава Песина соединило постминимализм с большой эмоциональностью, восходящей к позднему романтизму. 
Особый смысл приобрело исполнение беззвучного «Интермеццо» для флейты соло выпускника Томского музыкального училища Георгия Дорохова, который ушел из жизни год назад. Проникновенное исполнение Ивана Бушуева наполнило сочинение трагизмом.
Концертную программу завершила музыка композитора и органиста из Австрии Клауса Ланга. Его «Rindenmotette» для флейты, бас-кларнета, скрипки и чтеца, благодаря размещению чтеца и музыкантов по периметру концертного зала создало особый акустический эффект и погрузило слушателей в состояние лёгкого транса. 
Каждая встреча с МАСМ – это знакомство с новыми именами, актуальными тенденциями и неизменно восхищение уровнем исполнительского мастерства. До новых встреч, МАСМ!

В.А. Кривопалова, руководитель Денисов-центра 
Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, 
доцент Института искусств и культуры ТГУ
Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика