29 октября – Фотоотчёт и пост-релиз с Закрытия Международного симпозиума по современной музыке им. Э.В. Денисова

Закрытие

Закрытие Международного симпозиума по современной музыке 
имени Эдисона Денисова
Концерт Кьяры Сакконе

     Подошел к концу Международный симпозиум по современной музыке. В честь его закрытия состоялся концерт фортепианной музыки, где исполнительницей выступила активно концертирующая по Европе молодая итальянская пианистка Кьяра Сакконе. Она обращается к музыке разных времен, но особенно часто играет произведения современных композиторов. На концерте в Томске она представила авторов - Беат Фуррер, Жерар Пессон, Ребекка Сондерс, Хельмут Лахенман, Луиджи Ноно, Франческо Филидей, Сальвадор Шарино.

     В многообразном музыкальном мире сегодняшнего дня для каждой музыки, будь это джаз, популярная, академическая классическая или авангардная музыка, имеется свой слушатель. На концерте Кьяры Сакконе звучала совершенно новая музыка, создаваемая в последние годы, и произведения одного из знаменитейших авангардистов ХХ века Л. Ноно. Эта музыка представляет композиторов, экспериментирующих со звуком, находящих новые тембры на границе между звуками и шумами, ищущих, как отмечает Е. Купровская, «симбиоз между техникой письма и исполнительским штрихом, создающим принципиально новый тип тембра, некий штрих/тембр».

      Необычность предлагаемой слушателям музыки определила и нетрадиционный подход к вступительному музыковедческому слову. Ведущая концерта Василина Сыпченко обратила внимание присутствующих на особенности нотации новой музыки. Слушатели могли видеть на экране изображения нотаций, включающих необычное расположение нотных строчек, различные линии вместо привычного нотоносца, пространные словесные комментарии, поясняющие музыканту, как исполнить тот или иной штрих или прием, чтобы воплотить замысел автора. 

     В пьесе Беата Фуррера «Безголосье», например, нотный текст имеет вид партитуры, хотя для фортепиано, как известно, музыка записывается на двух нотоносцах, объединенных фигурной акколадой. Здесь же пианисту следует играть сначала первые две строчки, потом партия левой руки, записанная на нижней (второй) строчке, становится партией правой руки и исполняется вместе с третьей строчкой, затем объединяются третья и четвертая строчки и так далее. Эта пьеса при исполнении поразила своей некоторой отстраненностью звучания, она вся была сыграна на приглушенной динамике, лишь изредка прорывались отдельные звуки-возгласы. 

     Представляя пьесу Жерара Пессона, В. Сыпченко отметила, что композитор использует в ней не только обычную пальцевую клавишную технику, но также прибегает к прикосновению к клавишам ногтевыми пластинами, ладонью, постукиванию пальцами не по клавишам, а по деке, о чем говорит в комментарии. Перевод названия пьесы звучит примерно так: «Без света нет рук, чтобы нас нести». Об этой музыке трудно говорить в обычных эстетических категориях, но можно отметить, что начинается она с дроби пальцами по деке, сквозь которую прорываются отдельные звуки, из них постепенно вырастают более полнозвучные аккордовые образования.

     Очень оригинальное название оказалось у пьесы Ребекки Сондерс – «Свет мой зеркальце, скажи». В ней к обычной исполнительской технике, добавлена партия выбивания ритма ногой. Фортепианная партия разделяется на два плана - педализированных звуков и острых звуков на стаккато, сочетание которых дает появление обертоновых звучаний. Также в конце пьесы появляются еще и колокольные звучания. В результате соединения разных приемов игры складывается впечатление, что звучит небольшой ансамбль. 

     В следующей пьесе Хельмута Лахенмана под названием «Гуэро» (латиноамериканский музыкальный инструмент) Кьяра показала технику исполнения музыки не на клавишах, а на различных других частях рояля, благодаря чему зрители в зале имели возможность слышать разные по тембру ударные звуки.

     По такому же принципу использования фортепиано не по прямому назначению строится и последняя в программе концерта пьеса Франческо Филидея «Токката». Но здесь появляется еще один необычный тембр. Прикосновение к роялю теперь осуществляется не привычными подушечками пальцев, а руками в специальных перчатках. 

     «Страдающие волны в радости» - так называется композиция для фортепиано и магнитной ленты классика авангарда Луиджи Ноно. Соединение живого звука и записанного на магнитофон создает особое ощущение стерео звучания, пианистка поражает умением чутко реагировать на ритмы и гармонии, усиленные микрофонным эффектом эхо.

     Не менее оригинальное название дал своему произведению Сальвадор Шарино – «Потерявшийся в городе воды». Композитор как будто нанизывает на длящиеся, как бы застывшие, октавные унисоны небольшие пассажные фразки. В результате в музыке соединяются совершенные консонансы и редкие диссонирующие созвучия. Звучащее хочется назвать «музыкой ожидания».

     Концерт закончился овациями, вручением цветов. После концерта Кьяра предложила поближе ознакомиться с нотными текстами. И зрители в зале не остались равнодушными к предложению. По тому, как Кьяру окружило довольно много людей, видно было, что в Томске есть люди, интересующиеся современной музыкой, желающие внимательно посмотреть оригинальную нотацию и пообщаться с пианисткой.

     Состоявшийся 29 октября концерт стал достойным завершением Международного симпозиума по современной музыке имени Эдисона Денисова.  

Закрытие Закрытие Закрытие
Закрытие Закрытие Закрытие
Закрытие Закрытие Закрытие
Поделиться:

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

2019 год – Год театра в России

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Мы на YouTube

Мы на Facebook

Яндекс.Метрика

Наша группа ВК