28 октября – Фотоотчёт и пост-релиз c Концерта «Message Томских Музыкантов»

Message

«MESSAGE ТОМСКИХ МУЗЫКАНТОВ»

     Удивительно точное название «Messege» (сообщение, послание) придумали своему концерту томские музыканты, исполняющие и пропагандирующие современную музыку. Концерт, прошедший 28 октября, действительно превратился в послание и обращение томских композиторов и исполнителей к сегодняшнему слушателю, подчас теряющемуся в обилии и разнообразии музыки, звучащей не только с концертных площадок, теле и радио эфиров, но находящейся практически у каждого в кармане, записанной на плейер или телефон. В таких условиях нелегко приходится не только слушателям, но и самим музыкантам, исполнительский багаж которых охватывает сегодня музыку чуть ли не десятка веков. Однако композиторы всегда стремятся быть здесь и сейчас, высказываться своим, актуальным и действующим языком. Вероятно поэтому всегда значительный пласт музыки составляет ее современная компонента, представленная произведениями живущих и творящих ныне авторов. Концерт именно такой музыки был презентован в Хрустальном зале музыкального колледжа. 

     По традиции в программу концерта были включены произведения знаменитого земляка, лидера отечественного авангарда Эдисона Васильевича Денисова. Произведения, обрамлявшие программу, представляют разные периоды творчества композитора, отражают соответственно стилистически разный музыкальный язык. Сначала прозвучали Менуэт и Ария из «Дивертисмента в классическом стиле», раннего произведения, в котором автор опирается на музыкальные традиции. Фортепианный дуэт преподавателей Томского музыкального колледжа (Светлана Чудакова и Валентина Шитикова) с высочайшим профессионализмом и музыкальностью передал активный и энергичный характер Менуэта и плавность, напевность, многоплановость фактуры Арии.

     Закрывался концерт произведениями Э. Денисова зрелого периода. В исполнении Дмитрия Малышева прозвучал Этюд №4 для фагота. Музыкант глубоко прочувствовал исповедальный характер музыки, наполненной сложными техническими приемами и необычными для фагота звучаниями. Великолепную трактовку вокального стиля композитора представили Светлана Черепова (сопрано) и Ирина Строкова (фортепиано), исполнив три части – «Все кончено», «Я вас любил», «Прощание» – из цикла на стихи А. Пушкина «Твой облик милый». Это одно из самых известных денисовских произведений, пронизанное глубокими чувствами, яркими эмоциями.

     Старшее поколение томских композиторов в этот вечер было представлено творчеством Константина Михайловича Лакин, композитор сколь современный, столь и приверженный и отстаивающий, по его собственному признанию, романтические традиции. Мнение композитора было подтверждено его несколькими фортепианными и вокальными произведениями. Недавно он закончил фортепианный цикл «Двадцать четыре прелюдии», опять демонстрируя свою приверженность традиционному музыкальному высказыванию. Ольга Мазепина воспроизвела пока только четыре прелюдии, но явно показательные для образности и стилистики автора, стремящегося к воплощению и подвижных объективированных образов с маршеобразным жанровым основанием (первая прелюдия), и большого эмоционального накала (вторая прелюдия), и светло-прозрачного, как журчание ручейка, звучания (третья прелюдия), и драматичных, напряженных образов (четвертая прелюдия).

     Безмятежную, легкую, с иронической ноткой детскую музыку на примере двух песен на стихи Жанны Рыбаковой «Шахматный конь» и «Петька был большой чудак» К. Лакина представила маленькая певица, обаятельная Милана Мазепина. Несмотря на свой юный возраст, Милана пела на вполне профессиональном уровне, демонстрируя и вокальную технику, и артистизм, и музыкальность.

     Широко известным томским композитором и мультиинструменталистом, играющим на многих музыкальных инструментах, является Алексей Вадимович Пиоттух. Он пишет музыку для самых разных инструментов и исполнительских составов, что подтвердили два произведения, прозвучавшие в концерте. Несколько неожиданным было произведение для балалайки-контрабаса «Отзвуки минувшего бала». Казалось бы, контрабас – совершенно не солирующий инструмент, технически малоподвижный, предназначенный, прежде всего, для исполнения басовых партий в инструментальных ансамблях и оркестре. Но вместе с исполнителем Эдуардом Чаадаевым композитор опровергает это явно устаревающее мнение. Контрабас у музыкантов звучит мягко и напряженно, показывает бархатистый тембр на пиано, отрывистый, жестковато-металлический – на форте, позволяя воплощать достаточно разнообразные эмоции.

     Другую образную сферу и исполнительский состав использовал А. Пиоттух в романсе «Мне говорят» на стихи Вероники Тушновой. Его исполнили Татьяна Стукалова (сопрано) и Инна Гуливицкая (фортепиано). Если в предыдущем произведении композитор во многом экспериментировал с тембром и техническими возможностями струнного инструмента, то здесь раскрывается душа во всю ширь человеческих эмоций, доступных для музыкального воплощения. Здесь композитор представляет прекрасный вальс, в котором нежно и проникновенно воспевается великое чувство любви.

     Ведущей концерта была известный томский музыковед Вероника Кривопалова. Ею очень серьезно была продумала программа вечера. Кроме звучания музыки несколько минут были отведены так называемой страничке памяти – публике были зачитаны рассуждения о «музыке будущего» (так сам автор сформулировал название) талантливейшего томского композитора, рано ушедшего из жизни, Георгия Дорохова.

     Произведение большой эмоциональной силы, воспевающее красоту природы и выражающее тревогу за ее гибель от неразумного поведения человека, взывающее к ее защите, представила Екатерина Приходовская, назвав его «Песнь Маугли». Автор выступила в качестве аккомпаниатора основному исполнителю, обладателю чудеснейшего баритона Вячеславу Клименко. Оба музыканта в едином порыве выступили с обращением к человечеству, соединив страстную мелодию вокальной партии с мягкими, благозвучными, или, наоборот, острыми и резкими гармониями фортепиано.

     Гимном радости бытия, обеспечиваемого Божественным началом, прозвучало произведение для баритона и смешанного хора «Благослови» Дмитрия Котылева. Его исполнили Вячеслав Клименко и вокальные ансамбли «Mia Rosa» под управлением Ольги Соколовой и «Men Singers» под руководством Михаила Казанцева Института искусств и культуры ТГУ. 

     Оригинальную форму представления своей музыки предложила Елизавета Згирская, закончившая Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова, а ныне являющаяся студенткой композиторского факультета Московской консерватории. Произведение «Стужа» для инструментального ансамбля (флейта, английский рожок, кларнет, валторна, труба, виолончель) композитор записала на видео, сопроводив репродукциями томского художника Сергея Авдеева. В музыке слышатся самые разные звуки, как будто выдернутые из жизни человека и природы в холодных условиях Севера, эта музыка требует внимательного вслушивания в каждый тембр.

     И еще один молодой автор презентовал себя в концерте. Это Григорий Лосенков, довольно поздно, в 14 лет, пришедший в музыку, но очень много и активно работающий на музыкантском поприще. Он сочиняет для самых разных исполнительских составов, делает переложения и аранжировки, как правило, сам включается в исполнение своих произведений. Вот и на этом концерте он был в составе исполнителей, представивших «Три тихих стиха Ивана Бунина» для сопрано (Татьяна Стукалова), скрипки (Анна Штрауб), альта (Александр Штабкин), фортепиано (Инна Гуливицкая), бас-гитары и колокольчиков (Григорий Лосенков). В музыке была слышна сосредоточенность, философичность, покой и умиротворение.

     На прошедших концертах Симпозиума уже прозвучало огромное количество произведений, отечественных и зарубежных, представляющих как музыкальные центры России, так и региональные композиторские школы. На этом фоне томские композиторы выступили вполне достойными представителями многоликого музыкального мира.

Message Message Message
Message Message Message
Message Message Message
Message Message Message
Message
Поделиться:

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

2019 год – Год театра в России

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Мы на YouTube

Мы на Facebook

Яндекс.Метрика

Наша группа ВК