26 октября – Фотоотчёт и пост-релиз c Концерта Кристиана Санмартина

Санмартин

Праздник света и радости 

     Именно так хочется назвать концерт, состоявшийся в шестой день Международного симпозиума по современной музыке. Это был концерт, наполненный музыкой мажорной, радостной, оптимистичной. На сцене Хрустального зала блистал музыкант из Испании, великолепный флейтист Кристиан Санмартин. Исполнитель, много гастролирующий по Испании и за ее пределами, привез в Томск музыку современных каталонских композиторов Роберта Герхарда, Жоакима Хомса, Щавьера Беренгеля, Альберта Жиноварта, Сальвадора Брутонса.

     Удивительно чуткий, тонкий музыкант Кристиан начал свое выступление с исполнения Каприччио для флейты соло Роберта Герхарда. Творчество Герхарда разворачивается в первой половине ХХ века, он испытал влияние музыкальных принципов А. Шенберга, но его музыка не столь радикально новая, как у учителя, что подтвердило прозвучавшее Каприччио. Пьеса наполнена разными эмоциями: в ней слышится нежность и каприз, мелодия то порхает, растворяясь в воздушных пассажах, то куда-то устремляется в подвижном темпе, то проникновенно поет, чередуясь с взбегающими вверх руладами.

     Наверное, самым серьезным произведением концерта стоит назвать «Монолог» Жоакима Хомса. Этот композитор прожил невероятно долгую жизнь (1906 – 2003). Естественно, что он был ровесником многих стилистических и языковых явлений музыки ХХ века. Будучи учеником Герхарда, Хомс не прошел и мимо влияний Шенберга, но радикальные новации в музыкальном выражении порой уступают место более традиционному музыкальному языку. В «Монологе» рационалистическое начало, столь часто сопутствующее музыке атональной, подчиняется большому эмоциональному накалу. Начинается произведение неким воззванием, обращением к невидимому собеседнику или к самому себе, ведь звучит монолог, затем следует музыкальное раздумье, и вновь ярко выраженные высказывания. Кристиан показал себя не только чувствительным музыкантом, но и великолепным техничным исполнителем, легко справившись с различными технически сложными приемами.

     Когда ведущей концерта Василиной Сыпченко была представлена третья пьеса, казалось, что должно было прозвучать что-то конструктивистско-модернистическое, лишенное собственно музыкально-эмоционального содержания. Название произведения – «Structure-2», автор – Щавьер Беренгель, композитор ярко экспериментаторского характера, активно ищущий в области мелодических и ладо-гармонических средств. Но исполнение Кристиана смогло наполнить музыку душевностью и мягкостью, звучанием, достойным позитивного восприятия.

     Совершенно изумительным было второе отделение концерта, в котором звучала музыка для флейты и фортепиано. Ее представлял международный дуэт в составе Санмартина Кристиана (флейта, Испания) и Натальи Нагайцевой (фортепиано, Россия-Томск). Музыканты исполнили два произведения. 

     Первой прозвучала Соната Альберта Жиноварта – невероятно светлое, радостное произведение, наполненное разнообразными позитивными чувствами и эмоциями. Первоначально произведение было создано для флейты и флабиолы - национального музыкального инструмента, использовавшегося в народной культуре для сопровождения каталонского танца сарданы. Но потом композитор сделал переложение произведения для флейты и фортепиано. 

     В Сонате три части. В первой раскрываются образы празднично-возвышенные, иногда по-детски наивные и жизнерадостные, сфера побочной партии представлена нежно-созерцательными образами, передающими состояние покоя и светлой радости. Безмятежная лирика господствует во второй части, где флейтовая партия парит над фортепиано, буквально вырастает из его гармоний. Танцевальность – основная жанровая сфера третьей части, здесь как будто следует череда танцев разного темпа и характера, завершаясь стремительным кружением.

     Последним произведением программы стала Соната op. 21 Сальвадора Брутонса – потомственного композитора, в роду которого было несколько флейтистов. Произведение было написано в конце 70-х годов. Оно также дало Кристиану простор для воплощения своей музыкантской чувственности. В сонате две части: Lento cantabile со спокойно-умиротворенной образностью, лишь изредка нарушаемой некоторым напряжением, подчеркнутым аккордово-гармоническими комплексами и хроматизацией музыкальной ткани, и стремительное Presto с мелодическими подъемами и спадами, синкопированной ритмикой, более спокойным вдохновенным эпизодом с яркой мелодической линией.

     Особые слова следует сказать об ансамбле музыкантов. Удивительный контакт между собой продемонстрировали исполнители. Высочайший уровень показала Наталья Нагайцева. Она очень чутко слышала и слушала флейту, очень умело пользовалась динамическими средствами, сменами форте и пиано, в результате чего каждая новая мысль флейты, начинающаяся на тихой динамике после эмоционального подъема, удачно поддерживалась фортепиано, инкрустировалась фортепианными звуками. Можно сказать, что инструменты буквально сливались в едином дыхании, порыве и успокоении. 

     Публика была в полном восторге от музыкантов. Благодарные зрители преподнесли им цветы. Закончился концерт исполнением на бис произведения Эдуардо Толдры «Soneti de la Rosada».

Санмартин Санмартин Санмартин
Санмартин Санмартин
Поделиться:

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

2019 год – Год театра в России

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Мы на YouTube

Мы на Facebook

Яндекс.Метрика

Наша группа ВК