Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

24 октября – Фотоотчёт и пост-релиз с концерта «Диалоги современности»

Диалоги современности

     «Диалоги современности» - так называлась одна из концертных программ Международного симпозиума по современной музыке, которая состоялась 24 октября в Органном зале Томской областной государственной филармонии. Здесь прозвучала самая разная музыка: по времени создания, по национальной и региональной принадлежности композиторов, по исполнительскому составу. Несмотря на то, что участников концерта было всего четверо, программа оказалась разнообразной и насыщенной, включала как вокальные, так и инструментальные произведения в разных исполнительских комбинациях.

     Название концерта очень точно отражал предназначение современной музыки – быть в диалоге со слушателями и исполнителями, стремиться к нему в сложное и противоречивое время, когда далеко не самая широкая публика является посетителем концертных залов. Можно с уверенностью сказать, что и участники данного концерта также осознавали и глубоко ощущали свою ответственность за исполняемую музыку, постарались донести ее до слушателей, установить контакт, войти в диалог не только между собой, а и с залом. И надо признать, это у них получилось.

     Открылся концерт произведением Николая Рославца Соната для альта и фортепиано (1926 г.), исполненная студентами Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Эдуардом Миллером (альт) и Анной Багинской (фортепиано), показавшим высокий исполнительский уровень. Во вступительном слове ведущая концерта музыковед Василина Сыпченко представила трагическую фигуру композитора, музыку которого в советское время запрещали исполнять. В ожидании появления музыки, казалось, что сейчас зазвучит что-то очень необычное, с невероятно сложным музыкальным языком, ведь за что-то же был наложен запрет на нее! Но вот появились первые звуки, и, о чудо, полилась прекрасная, невероятно эмоциональная, очень мелодичная, тембрально воздушная музыка. Соната одночастная, но по образному наполнению, по сменам темпов и средств выразительности в ней прослушивались разделы, соотносимые со структурой сонатного цикла. Чувства тревоги, волнения и последующего успокоения отличают средний раздел, финальный эпизод наполнен образностью маршеобразной поступи, какого-то механического начала.

     Как и в других концертах, в этом тоже звучала музыка Эдисона Денисова. Анна Багинская блистательно исполнила две прелюдии композитора, созданные в разное время «Poor Daniel» (1989) и «A Jean Leduc» (1994). В этих миниатюрах обнаруживаются основные стилистические особенности творчества Денисова – и мышление линеарными пластами, и сложные гармонические комплексы.

     Своеобразным противопоставлением прозвучавшей музыке стали Вариации на старинную немецкую тему австрийского композитора Ханса Хазельбёка. Это произведение прозвучало в ином инструментальном составе – в соединении органа и рояля. У композитора получился очень интересный художественный результат: несколько протяжные звуки органа как бы вбирают в себя более острые звуки рояля. Иногда возникает ощущение, что фортепианный голос как будто находится внутри органного звучания. Видимо поэтому произведение поразило еще и своеобразным стереоэффектом в звучании, в многоликости тембров, «проявляющихся» как на фотопленке голосов разных инструментов, объединяющихся в небольшой оркестрик. Слушалось произведение с интересом, несмотря на очень сложный гармонический язык. Но сложности не выпячиваются на передний край, они время от времени поступаются народно-мелодическим элементам.

     Еще одно органное произведение представило мало известного российской публике чешского композитора Петера Эбена. Наталья Багинская исполнила «Посвящение Дитриху Букстехуде». Можно было ожидать стилизацию под музыку XVII века, но композитор не прячется за звучанием из прошлого. Его произведение, хотя и сопоставимо с инструментальным циклом «Прелюдии и фуги», все же наполнено интонациями и гармонией абсолютно современного звучания, при этом используются и полифонические приемы изложения и развития, аккордовая техника, особенно мощно-торжественно выявляющаяся в финальном разделе.

     Во втором отделении концерта к инструменталистам добавилась великолепная вокалистка Яна Мамонова, обладающая уникальным сопрано. Она уже знакома томским слушателям по фестивалям Денисова прежних лет. Но если до этого она пела в сопровождении фортепиано, то теперь ее спутником стал орган, который весь вечер был в ведении Натальи Багинской. И в этот раз певица показала невероятно интересные произведения, сложные по вокальной технике и образно-стилистическим средствам. 

     Свое выступление Яна Мамонова начала с «Ave Maria» новосибирского композитора Глеба Никулина, показав всю глубину вдохновенного чувства, всегда наполняющего широко известный хрестоматийный текст. Затем были исполнены два духовных концерта Гербера Калхофа, отразившие разные чувства, овладевающие человеком при его обращении к Господу. Своим голосом певица воспроизвела и нежность, и мольбу, и настойчивость, и восхищение, Второй духовный концерт апеллировал к иным образам – образам протеста, драматического напряжения, переходящих в мольбу и отчаяние.

     Завершилась вокальная программа двумя произведениями нидерландского композитора Хендрика Андриессена. Первое из них – «Fiat Domine» было настолько ярким и эмоционально насыщенным, что возникло ощущение, будто душа певицы развернулась к Богу, поэтому голос звучал широко, открыто, и в то же время мягко.

     Очень удачно на финал концерта попало второе произведение Х. Андриессена. Это своеобразный гимн любви. При его исполнении голос певицы звучал легко и свободно, как будто парил, устремляясь ввысь, наполнялся нежными, эмоционально приподнятыми тонами.

     Вокальная музыка перемежалась с инструментальными композициями для органа. Наталья Багинская была на высоте, показала широчайшие возможности органа для воплощения самого разнообразного содержания. Слушатели могли насладиться произведениями Глеба Никулина «Готический триптих. Интрада. Канцона. Хорал» и Токкатой итальянского композитора Лоренсо Бонольди. 

     Во вступительной «Интраде» из Триптиха Никулина действительно слышно что-то готическое, устремляющееся в небеса, «Канцона» интерпретирована как очень спокойная, приглушенная музыка, разворачивающаяся на фоне соборов. Величественно и торжественно прозвучал «Хорал», хотя в нем и отсутствует типичное представление о хоровом жанре с аккордовой фактурой. 

     В Токкате Л. Бонольди, написанной на тему грегорианского гимна «Attende Domini», передан простор, охват звукового пространства.

     Концерт «Диалоги современности» можно назвать важным событием не только в программе Симпозиума, но и в целом в музыкальной жизни Томска. 

Е.В. Тюрикова

Диалоги современности Диалоги современности Диалоги современности
Диалоги современности Диалоги современности Диалоги современности
Диалоги современности Диалоги современности
Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика