- Информация о материале
- Категория: Дневник фестиваля 2012
Композитор Олег Пайбердин (doc),
Лаборатория новой музыки (doc),
Ансамбль "Галерея актуальной музыки" (doc).
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) (doc)
Концерт "В день рождения Эдисона Денисова" (docx)
Концерт современной испанской музыки (docx)
Организаторы фестиваля с музыкантами ансамбля "Галерея актуальной музыки" после концерта
2 апреля 17 молодых музыкантов из города Новосибирска,
входящие в ансамбль «Лаборатория новой музыки»,
поражали томскую публику своим профессионализмом
на сцене Хрустального зала Томского музыкального колледжа.
Такое разнообразие классических музыкальных инструментов, какое мы увидели и услышали на втором концерте Международного фестиваля современной музыки, бывает только на выступлениях симфонического оркестра. Собственно была представлена почти вся партитура большого симфонического оркестра, включая инструменты, не входящие в его постоянный состав. Это: флейта, гобой, кларнет, бас-кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепиано. А в последней композиции программы - «Нонете» В. Щёрбачёва (1919) звучала даже арфа, которая до последнего момента ждала своего часа, изысканно выделяясь из сценического убранства. За появление этого инструмента (тяжёлого, габаритного и дорогостоящего) в программе организатор Фестиваля – Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова благодарит своего партнёра – Томскую областную государственную филармонию и лично директора М.А. Шерину.
Кроме того, в последнем произведении концерта – «Нонете» появился ещё один инструмент, наверное, исторически самый первый – это человеческий голос, а конкретно сильное, яркое сопрано. Исполнительница (солистка Новосибирской государственной филармонии) наполнила звучание «Нонета» особой чувственностью и экспрессией.
На концерте ансамбля «Лаборатория новой музыки», руководимого Сергеем Шебалиным, была представлена музыка преимущественно первой половины XX века: французско-американского композитора Эдгара Вареза, австро-немецкого композитора Йозефа Хауэра, наших соотечественников Александра Щетинского и Владимира Щёрбачёва, а также два совсем «свежих» сочинения: 2008 г. – «Оскривик» Олега Пайбердина и 2012 г. – «Бах… Чтобы переждать темноту» Антона Сафронова.
На протяжении первых пяти сочинений программы казалось, что публика приглядывается, прислушивается, привыкает к современной академической музыке. Однако после последней пьесы («Нонета» В. Щёрбачёва) было очевидно – молодые музыканты (студенты, магистранты и выпускники Новосибирской государственной консерватории) прекрасно исполняют сложнейший интонационный материал, и в этой музыке, пожалуй, «что-то есть». Крики «Браво» и уверенные аплодисменты в конце почти двухчасовой программы были тому подтверждением. Конечно, дополнительным стимулом к пониманию завершающей композиции стал видеоряд – видеоинсталляция из фрагментов немого кино (вместо импровизационной пластической партии, задуманной композитором в оригинале).
Если на открытии Фестиваля 28 марта была показана современная музыка, где на первом плане находится сонор (звуковая краска) и множество нетрадиционных приёмов звукоизвлечения на инструментах, то на концерте «Лаборатории новой музыки» мы услышали современный мелодизм с его рвано-диссонирующей, искалеченной структурой, причём в самом различном тембровом обличии, т.е. 2 апреля слушатели могли вдоволь насладиться современными интонационными оборотами и их всевозможными сочетаниями.
В качестве некоего общего эпиграфа к концерту приведу описание музыки Эдгара Вареза, чья композиция 1923 года «Октандр» («Восьмигранник») открывала программу. Ведущая концерта Василина Сыпченко сказала: «эта музыка парадоксальным образом сочетает в себе некое чувственное, физическое воздействие сонорных «звуковых масс» и рафинированную интеллектуальность музыкальных конструкций». Действительно, для восприятия академической музыки XX-XXI важна не только душа и эмоциональная отзывчивость, но и достаточная рефлексивность (умение и желание размышлять).
Так, развёрнутая композиция Йозефа Хауэра "Musikfilm" и лаконичная произведение Александра Щетинского продемонстрировали любовь и уважение их авторов к Арнольду Шёнбергу – создателю знаменитой додекафонной системы, фактически отразившей экспрессионистическое направление начала XX века. Оказывается, что Хауэр независимо от Шёнберга разрабатывал 12-тоновую систему композиции на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений. Любопытно и непросто было следить за стремлением Хауэра к созданию «универсального» музыкального языка, понимавшегося им как «космическая игра с 12 тонами».
Как обычно, несколько шокировал Олег Пайбердин с пьесой «Оскривик». Если бы не ведущая, публика ни за что бы не догадалась, что первоначальным образом-идеей для этой пьесы стала детская фантазия: "существо-цветок желтого и синего цвета, умеющее говорить". Композитор использовал запись импровизации двухлетнего ребенка на миди-клавиатуре, сделанную случайно, а для тематического материала акустической части произведения взял детскую песенку, сочиненную им ранее. В результате получилось невиданно-новаторское произведение для виолончели соло, бас-кларнета, тромбона, скрипки и контрабаса. Наверное, кто-то в этом услышал жёлто-синие краски, но мне лично больше увиделись какие-то бардово-фиолетовые… Да, цветной слух у каждого свой, если, конечно, он вообще имеется.
Искренне обрадовало сочинение 2012 года весьма молодого композитора Антона Сафронова, ученика Эдисона Денисова, - "Бах. …..Музыка, чтобы переждать темноту". Оно оказалось даже не депрессивным, а явилось неким музыкальным альянсом между XVIII и XXI веками. Это свободная фантазия по поздним канонам Баха, написанным на одну и ту же краткую тему из восьми нот, взятую великим маэстро из собственных же Гольдберговских вариаций. Эти каноны Баха, созданные за три года до смерти, не являются законченными пьесами в обычном смысле этого слова, это что-то вроде музыкальных формул — они содержат в себе непостижимую красоту игры, в которой на склоне жизни находил удовольствие и утешение слепнущий великий маэстро Бах, с каждым годом всё больше и больше погружаясь в вечную темноту.
А. Сафронов по-своему развил этот чудесный калейдоскоп, сплетя что-то вроде канвы, по которой происходят постоянные перемещения между Зеркалом и Зазеркальем времени. Получилось что-то вроде диалога восприятий одной и той же музыкальной идеи из разных эпох — Прошлого и Настоящего.
Завершился концерт торжественным вручением новосибирским музыкантам дипломов Международного фестиваля.
Сразу и кратко (о концерте новосибирских музыкантов 2 апреля в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа): «И вещи сильные, и играли классно». Если подробнее - то вот мой топ-лист концерта.
Одна из вещей, в середине концерта, зазвучала в какой-то момент очень «комфортно»: ассоциации и с фильмом«Репетиция оркестра» Ф.Феллини, и вообще с любыми (и любимыми) предконцертными минутами, когда идет настройка оркестра перед выступлением, - только в интенсиве.
Второе по силе впечатление - от композиции с видеорядом из немого кино в рапидном режиме (им завершался концерт) – балетный проект дирижера Сергея Шебалина на музыку В.Щербачева «Нонет». И сочетанье струнного ритма, беготни на экране, и «заунывного» вокала - изысканно-нервно, утонченно, тягуче, как все в модернистском дискурсе.
И самое, на мой вкус, сильное место концерта – композиция Карла Матиса (вторая в концерте) – сложная, напряженная, интеллектуальная и вместе с тем эмоционально очень захватывающая, что редкость для авангардной музыки, а все-таки является наивернейшим способом пленения слушателя.
Иногда концерту не хватает какого-то контекста. Ресторанного, к примеру. Помести музыкантов в залу со столиками, добавь звуки негромких разговоров, легчайшего смеха, - и вот уже все замкнулось, и музыка, звучащая сейчас для тебя в академическом формате, именно тут, обретя иную культурную рамку, становится хорошим фоном.
Бывает, сам «прибавляешь» к звучащим композициям, ну, например, кинокадры: когда совпадает сМ.Антониони или А.Рудольфом – значит, хорошая музыка, когдас Д.Клуни - не твое.
Но концерт, окоторыммне захотелось написать, - он сам по себе, он уже «сделан» так, что не требуется дополнительных«украшений», а все интенции публики связаны с реальными эстетическими проживаниями музыкальных текстов.
Звучали ещеО.Пайбердин,Э.Варез,А.Сафронов,А.Щетинский.
Сдержанно и страстно, точно и тонко … играли и выглядели… - благородное какое-то впечатление произвели новосибирские музыканты, и этот – редкий – результат случается, когда много работы с умной музыкой, когда известно вдохновение, - и все.звучит. как надо.
Современная музыкальная Испания в Сибири.
3 апреля в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа состоялся очередной концерт Международного фестиваля современной музыки имени Э.В. Денисова. На этот раз томской публике был представлен проект «ВЕЧЕР СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНСКОЙ МУЗЫКИ», уникальность которого заключалась в представлении в одном концерте произведений современного испанского композитора, созданных для камерного ансамбля и традиционных испанских песен в оригинальных авторских аранжировках.
Автором представленных произведений являлся гость фестиваля Доменек Гонсалес де ла Рубиа (Испания) - композитор, дирижер оркестра, пианист, музыковед. Им созданы многочисленные произведения в различных жанрах: симфонии, оперы, камерная музыка, вокальная музыка, произведения для фортепиано, которые входят в репертуар современных исполнителей Европы. Томской публике были представлены произведения разные по форме и содержанию: пьеса «Ритемис», развернутая композиция «Арнхейм» и сюита "Сатиниана из Грасии" из 9 частей. Каждое из этих произведений раскрывало особенности композиторского стиля, мир его образов.
Ритемис»- произведение, созданное в 2006 году,- воплощение мистических образов.
Музыка сюиты поведала слушателям об одном из уникальных районов Барселоны – Грасия. В прошлом Грасия представлял собой отдельный город. Сегодня этот район является популярным местом среди творческих личностей — художников, музыкантов, артистов. Часто на улицах района веселье продолжается до самого утра. В этом районе неоднократно бывал Эрик Сати, а в настоящее время Доменек Гонсалес де ла Рубиа сам живёт там. Любовь к местности, где ты живёшь, и восхищение гениальным композитором вдохновило автора на создание сюиты, в которой рассказывается обо всех особенностях этого района и посещения им Эрика Сати.
Образы Грасии сменились героями мрачных рассказов Эдгара По, под впечатлением которых была создана композиция «Арнхейм», удостоенная премии на фестивале композиторов в Праге «Praga Premieres»в апреле 2008 года.
Чтобы исполнить эти оригинальные композиции собрался уникальный камерный ансамбль, в состав которого вошли артисты Томского академического симфонического оркестра (Ольга Пивоварова, Людмила Малькова – скрипки; Евгения Никифорова – виолончель; Николай Кочергин – контрабас; Захар Никифоров – валторна; Денис Смирнов – гобой), солисты Томской филармонии (Андрей Чудаков–альт; Светлана Чудакова – фортепиано), выпускница Томского музыкального колледжа, студентка Санкт-Петербургской консерватории Елена Ведерникова – флейта; артист джаз-оркестра ТГУ-62 Виктор Жарый – кларнет; преподаватель Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова Владимир Дорохов – ударные и Дмитрий Малышев – фагот.
Впечатления самих исполнителей от произведений были очень разные, но практически все были восхищены сюитой. «Очень бы хотелось исполнить сюиту ещё раз, может быть даже симфоническим оркестром» - сказала О.И. Пивоварова.
Несколько шокированная публика произведением «Арнхейм», которым завершилось первое отделение концерта, недолго пребывала в состоянии эпатажа. Вышедшая во втором отделении на сцену Эстела Барриентос (Испания), своей милой, искренней улыбкой и проникновенным голосом сразу покорила слушателей. Вместе с Доменеком, который во втором отделении сменил дирижёрскую палочку на фортепиано, и ансамблем «Las quardas», в составе которого известные томские музыканты – Алексей Пиоттух, Александр Баринов, Владимир Миронов и Владимир Денде, Эстела исполнила традиционные песни разных провинций Испании в оригинальных авторских аранжировках. Об испанской природе, о душевных переживаниях, о любви и счастье рассказывалось мягким, полным искренности голосом Эстелы.
Для слушателей концерта открытием стали не только испанские гости, но, для некоторых, и наши томские музыканты, которые, точно чувствуя стилистику композиций, аккомпанировали солистке. В завершении второго отделения квартет «Las quardas» Доменеку и Эстеле сделали музыкальный подарок - исполнили произведение Лауреата международного конкурса композиторов Алексея Пиоттуха «Дорога в Арнедо», созданное под впечатлением посещения Испании. Восторженная публика не хотела отпускать со сцены гостей и томских музыкантов, поэтому пришлось на бис исполнить ещё одну композицию, которая ещё раз перенесла всех слушателей на берега средиземного моря, которым омывается удивительная Испания.
В этом году Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова распростер свои объятья на 5 залов. Это: недавно открывшийся Хрустальный зал музыкального колледжа, малый концертный зал колледжа, Органный и Большой залы Томской филармонии и … подвальный зал музыкального колледжа. Впервые мы услышали о подвальной площадке музыкального колледжа в октябре 2011 года, когда там состоялся «Бал в томских трущобах» в рамках проекта «Бренды Томской земли». Известно, что, не смотря на проведение двух программ (в 19.00 и в 21.00), далеко не всем желающим хватило билетов на это одиозное мероприятие, где был представлен не только концерт, но и аттракционы, и музыкальные импровизации с участием публики.
И вот в рамках академического фестиваля, направленного на пропаганду современной академической музыки (главным образом авангардной и радикальной, дабы фестиваль носит имя признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова), нас пригласили в ПОДВАЛ на «Session под землёй».
Естественно, что подвальный зал собрал преимущественно молодёжь города, которая не равнодушна к джазу, року и творчеству конкретных Томских музыкантов (пианисту Георгию Фефелову, мультиинструменталистам Алексею Пиоттуху и Владимиру Миронову, перкуссионистам Владимиру Денде и Владимиру Дорохову).
Что же мы увидели и услышали в подвале?
Заявлен был антиконцерт (понятно, раз в подвале), поэтому академического, правильного ведущего Василину Сыпченко постоянно вытесняла и перебивала антиведущая Наталия Чабовская. Публика сама предлагала порядок выступающих музыкантов и заказывала некоторые импровизации, поэтому собственно программы в классическом понимании у концерта не было (за исключение первого номера – известного «Бамбл буги» Пина). Импровизировали все: музыканты, слушатели (если хотели), ведущие (и «правильная», и «неправильная»). В результате музыкантам пришлось играть вовсе не на тех инструментах, которыми они владеют в первую очередь. Так, гитарист Максим Лукьянов, выпускник музыкального колледжа, играл на балалайке-контрабас (не зря научился этому в оркестре народных инструментов во время обучения). Не удержался от соблазна поиграть на большой балалайке и Алексей Пиоттух, ввиду чего потом перенастраивал свой игровой аппарат (пальцы рук) для более мелкой техники на домре.
Конечно, были и кое-какие заготовки – например, композиции латино-джаз ансамбля «Las cuerdas» - зажигательные, страстные с сольными импровизациями каждого музыканта. Необычность состоялась в том, что с ансамблем музицировал Георгий Фефелов, который добавился к ним здесь же, на ходу. И у них всё получилось. Более того, когда «вредная» антиведущая упрекнула музыкантов в том, что они получали академическое музыкальное образование, а почему-то не играют классику, в ответ они великолепно исполнили «Аве Марию» Баха-Гуно, создав в процессе свою импровизацию с цитатами из других классических сочинений.
Когда концерт уже почти объявили завершённым, публика потребовала ещё музыки – и музыканты ансамбля «Las cuerdas» не отказались, хотя антиведущая уже практически «выгоняла» публику с концерта, а один из участников ансамбля – Владимир Миронов вынужден был покинуть сценическую подвальную площадку.
Творческой находкой антиконцерта оказалось выступление рок-ансамбля «Доминанта», в котором играют студенты Томского политехнического университета (саксофон, электрогитара, ударные и клавишные). Рок-ансамбль создан и поддерживается как морально, так и практически (игрой на клавишных) Максимом Мясоедовым. Публика весьма тепло приняла новоиспечённый коллектив. Хотя, как сказал Максим, из зала МКЦ ТПУ их «выгнали» за динамическую мощь или, проще говоря, за высокую громкость. Греметь в подвале студентам ТПУ очень понравилось!
Музыканты антиконцерта не только музыкально общались друг с другом и публикой, но и много шутили (в паузах, когда настраивали инструменты и т.д.). Собственно сейшен получился. И он действительно состоялся под землёй. Подвальная площадка музыкального колледжа зажила своей самобытной жизнью.
Еще немного о концерте...
4 апреля организаторы Международного фестиваля современной музыки имени Э.В. Денисова ждали с нетерпением. Именно в этот день должен был состояться уникальный проект под названием «Session в подвале», который был анонсирован как «Антиконцерт». И вот время настало. К 7 часам вечера смелая публика, которая не побоялась провести время концерта в подвале, собралась. Мест в этом так называемом концертом зале было не много, поэтому желающие попасть на это мероприятие заранее побеспокоились о билетах. То, что публика попала на антиконцерт, было понятно уже с первых минут. Вышедшая на сцену ведущая успела сказать пару фраз, как её перебила и отправила сесть в зал директор колледжа Наталия Игоревна Чабовская, пожелавшая пообщаться с публикой и музыкантами.
Первыми вышли к зрителям преподаватели колледжа Максим Лукьянов и Владимир Дорохов, а также студент колледжа Иван Углов. Они исполнили композицию, в которой то ли шмель летал, то ли кто-то буги-вуги танцевал. Публике представленная композиция пришлась по душе, тем более что подобное сочетание инструментов, которое они увидели и услышали, не всегда встречается (ксилофон, ударные и балалайка-контрабас). Казалось бы, концерт начинает входить в положенное русло. Одни исполнители готовились уступить место другим – молодому коллективу, рок-ансамблю «Доминанта» МКЦ ТПУ, как вдруг из зала затребовали появления на сцене бас-гитариста Владимира Миронова. Такой поворот событий не был запланирован, но раз обещали свободное общение публики и музыкантов, то Миронову пришлось выйти на сцену чуть раньше. Один он идти не захотел и на сцене появился ансамбль «Las quardas» – Алексей Пиоттух (домра), Александр Баринов (гитара), Владимир Миронов (бас-гитара) и Владимир Денде (ударные). И шоу началось!
За последние годы этот день отмечался по-разному: от помпезных концертов с участием первых лиц города и области до скромного классного часа с участием нескольких педагогов и студентов. Главное, что за прошедшие 13 лет об этом дне ни разу не забыли, не оставили его незамеченным. Самым любимым жанром для концерта – Hommage (Посвящения) стал жанр камерного концерта в тесном кругу друзей и единомышленников. Разными были программы концертов-посвящений. Сначала они состояли лишь из денисовских произведений. Это объяснялось тем, что музыка нашего земляка редко включалась в концертные программы и была непростой для исполнения. Постепенно в концертные программы стали включать произведения любимых композиторов Э. Денисова, его друзей, учеников. Наконец, в последние годы в концертные программы стали включаться любые произведения, лишенные банальностей и пошлости, интересно написанные и профессионально исполненные.
Не стал исключением и нынешний концерт. В нём приняли участие студенты, выпускники и преподаватели Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова и музыкальных кафедр Института искусств и культуры ТГУ.
Самостоятельный блок в концерте составили произведения отечественных композиторов советского периода. Вокальные произведения Александра Власова («Фонтану Бахчисарайского дворца» на стихи Пушкина) и Дмитрия Кабалевского («Бог Купидон» по Шекспиру в переводе Маршака) демонстрировали сохранение лучших традиций русского романса. Два произведения Сергея Прокофьева отразили разные страницы истории России. Шестая соната (прозвучала её 1 часть), которой Анна Люберцева открыла концерт, была написана накануне Второй мировой войны и в ней отразились особенности того тревожного времени. Сарказм № 2, прозвучавший в исполнении Елизаветы Згирской, показал дух новаторства, который очень ценил в Прокофьеве Э. Денисов. Эти произведения словно оживили звуковой мир 30-40-х годов ХХ века, то время, когда Денисов делал свои первые шаги в музыке.
Стало традиционным включение в такие концерты музыки французских композиторов. Две пьесы Клода Дельвенкура из цикла «Лакомства» («Рождественский пудинг» и «Пончики») виртуозно исполнила Мария Кириенко, а пленительный романс Доде де Северака «Ищите!» прозвучал в исполнении Натальи Миловановой и концертмейстера Натальи Долговой.
Самые горячие споры слушателей вызвала пьеса Арво Пярта «Зеркало в зеркале», которую исполнили Елена Седельникова (альт) и Мария Кириенко (фортепиано). Одним слушателям удалось ощутить гармонию и «оторваться» от повседневности, другим же минималистский язык показался слишком примитивным. Особенно сложно было принять это сочинение приверженцам струнного классического вибрато, которое в данном исполнении полностью отсутствовало.
Концертную программу завершило выступление Дмитрия Малышева (фагот), который в ансамбле с Александрой Глотовой (фортепиано) исполнил «Речитатив, Сицилиану и Рондо» французского композитора Юджина Боззы. Глубокий тембр инструмента, техническое мастерство исполнителя не оставили слушателей равнодушными.
Так музыканты Томска вместе со слушателями отметили 83-й день рождения выдающегося земляка.
Браво, МАСМ!
Двухнедельный марафон завершали выступления Московского Ансамбля Современной Музыки. Это не первая встреча томичей с МАСМ. В декабре 2004 года ансамбль приезжал в Томск с концертом в рамках Всероссийского абонемента «Современная музыка. Россия – Нидерланды». Тогда томичи познакомились с творчеством нидерландского композитора Родерика де Мана и с творчеством московского композитора Григория Воронова. Следующая встреча состоялась в апреле 2005 года. А в декабре 2007 МАСМ был участником Первого Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова EDES, проводимого Томским музыкальным колледжем. В рамках конкурса состоялись два концерта ансамбля, в которых прозвучали сочинения победителей. Неизменно в концертные программы МАСМ включает произведения Эдисона Денисова. Именно он был инициатором создания коллектива.
Не стали исключением и нынешние концерты. 9 апреля в органном зале Томской филармонии прозвучали два произведения нашего выдающегося земляка – «DSCH» и «Пение птиц». Оба произведения впервые прозвучали в Томске и оба в новых, неавторских версиях. «DSCH» Э.В. Денисов написал по просьбе польского ансамбля «Atelier de musique» с нестандартным составом: кларнет, тромбон, виолончель и фортепиано. В Томске эта пьеса прозвучала в версии для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели. Переложение сделал участник ансамбля, кларнетист Олег Танцов. Введение скрипки усилило экспрессию, и пьеса прозвучала очень убедительно.
В сонорной музыкальной ткани «DSCH» важен каждый элемент, вся ткань пронизана монограммой Д. Шостаковича. Это произведение, написанное Э. Денисовым в 1969 году, – hommage композитору, сыгравшему в его биографии важную роль.
«Пение птиц» - один из немногих опытов Э.В. Денисова в области электронной музыки. Пьеса написана также в 1969 году для подготовленного фортепиано и магнитофонной плёнки. Известны разные версии исполнения кроме авторского варианта - на колокольчиках и бамбуках; на игровых, прикладных и неевропейских непрофессиональных инструментах; на подготовленном фортепиано и подготовленной флейте и др. Томские слушатели услышали пьесу в версии для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки, виолончели и фонограммы. Правда, флейтист Иван Бушуев «играл» на всём, кроме флейты, словно колдуя над разными предметами. Пьеса прозвучала очень эффектно и была с восторгом принята слушателями. Вообще, следует отметить, что на нынешнем Фестивале слушатели воспринимали музыку Денисова как классику ХХ века.
Как и прежде, музыканты МАСМ познакомили томских слушателей с новыми композиторскими именами. Так, впервые в Томске прозвучали произведения: Франка Бедроссяна (Франция) «L'usage de la parole» для кларнета, виолончели и фортепиано; московских композиторов, участников группы СоМа Дмитрия Курляндского и Алексея Сюмака.
Пьеса Курляндского «Прерванная память» для скрипки, виолончели и фортепиано строится на преодолении привычного исполнительского жеста, а в «Навязчивом видении» для флеиты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели Алексей Сюмак работает с временными структурами, с несколькими одновременно звучащими пластами; организует, контролирует и регулирует скорость течения музыкального времени.
Петербургский композитор Борис Филановский в «Турнейской мессе» для трех мелодических и двух гармонических инструментов (кларнет, скрипка, виолончель; клавесин, орган) отсылает к жанру, без которого невозможно представить европейскую культуру прошлого. В «Une messe de…» автор не ставит своей задачей воссоздание атмосферы прошлого, скорее, он стремится описать современный мир, используя неувядающие структуры.
Как всегда экстравагантно прозвучало сочинение нашего земляка, выпускника Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, дипломанта Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова «EDES», аспиранта Московской консерватории Георгия Дорохова. Его «Exposition – VIII. LA Primavera», исполненная музыкантами смычками по камертонам, пополнила коллекцию «тихой музыки» ХХ века. Кстати, как отметила ведущая концертов Виктория Коршунова, музыковед, директор МАСМ, «в последнее время композиторами авангардного направления всё больше создаётся тихой музыки, когда слушателям необходимо прислушиваться, быть предельно внимательными, сосредоточенными и весьма креативными…»
Впервые в Томске звучала музыка английского композитора Брайана Фернейхоу (1943). С его именем связано течение так называемой «новой сложности» в музыкальном искусстве. Его «Кассандра» для флейты соло с перехлестывающими через край эмоциями подтвердила мысль о том, что он - «поздний романтик» авангарда.
Пьеса представителя «спектрального» метода Тристана Мюрая «Тринадцать цветов заходящего солнца» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели получила своё название по аналогии с картиной Клода Моне. В ней композитор создаёт оригинальные, ни на что не похожие звуки, их парадоксальные комбинации и сочетания, работает со звуковыми шкалами величин. Как результат – потрясающей красоты музыкальное полотно.
С интересом восприняли слушатели музыку известных томичам композиторов Юрия Каспарова и Виктора Екимовского. Их музыка постоянно звучит на Денисовских фестивалях. «Вариации» для кларнета и фортепиано Юрия Каспарова, как и многие другие сочинения, содержат «максимум информации в единицу времени». А произведение «неукротимого новатора» и сторонника экспериментов Виктора Екимовского «Принцесса уколола палец и все королевство уснуло» для 5 инструменталистов и фонограммы - яркий образец «инструментального театра», в котором музыканты становятся одновременно артистами.
И как всегда музыканты МАСМ показали заоблачный уровень исполнительского мастерства. И как всегда хочется воскликнуть «Браво!».
8 апреля "Суперавангардный" концерт Московского ансамбля современной музыки, ФОТОГРАФИИ >>