Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

В память о Тимаковой Ольге Евгеньевне

Из статьи студентки специальности «Теория музыки» Анны Щербаковой, написанной на основе интервью с Ольгой Евгеньевной Тимаковой к её юбилею.

«Великий педагог фундаментального предмета, дающего старт начинающим профессиональный путь музыкантам в бушующий мир музыки». 

Эти слова принадлежат  студентке музыкального училища Светлане Хатьковой о замечательном человеке Ольге Евгеньевне Тимаковой, которая являлась преподавателем теоретических дисциплин Томского музыкального училища. Под этими словами могли подписаться все те, кто её знает и учился у неё в разные годы.

С самого детства Ольгу Евгеньевну окружала атмосфера музыки. И бабушка, и родители очень бережно относились к этому виду искусства, в доме часто звучали классические произведения. Этим и объясняется их желание отдать дочь в музыкальную школу. До сих пор Ольга Евгеньевна с благодарностью вспоминает своего первого педагога по фортепиано Елену Вячеславовну Анисимову, которая во многом и предопределила её судьбу.

В 1960 году она поступает на теоретическое отделение музыкального училища города Томска, где её учителями становятся Галина Васильевна Нестерова, Нина Алексеевна Вольпер и Николай Федорович Овчинников.

«Вспоминая теперь, по прошествии многих лет, вспоминая то далекое время, благодарю судьбу за наших учителей, беззаветно преданных своему педагогическому долгу и великому прекрасному искусству» – с трепетом и уважением пишет Ольга Евгеньевна в своем обращении к учителям. 

В 1965 году, после окончания Томского музыкального училища, она продолжает свое образование в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки на кафедре истории музыки и в 1968 году успешно её заканчивает. 

«Большая часть жизни связана с музыкальным училищем» – говорит Ольга Евгеньевна. После окончания консерватории, она возвращается в родной город Томск, где и началась её активная педагогическая деятельность. Ольга Евгеньевна преподавала в музыкальном училище теоретические дисциплины, основными из них были теория музыки и анализ музыкальных форм. «Выбор предметов определился в склонности натуры и большим влиянием преподавателей – Галины Васильевны Нестеровой (теория музыки) и Светлана Владимировна Серебрянникова (анализ музыкальных форм)» – вспоминает Ольга Евгеньевна. 

Главная цель педагогической деятельности О.Е. Тимаковой: «Стремление прививать, развивать и поддерживать в студентах интерес к музыке. Основной цели было подчинено решение методических задач, в частности подбор материала, стремление чтобы музыки было много. Другой важной задачей была доступность в изложении материала, так как это важный фактор его усвоения, а также последовательность и логичность в построении занятия».

Ольга Евгеньевна старалась выбирать те формы работы, которые были направлены на междисциплинарные связи: «С исполнителями (в частности с пианистами) мы брали произведения, которые они исполняют в классе специальности, и анализировали их, приближая тем самым студентов к аналитической работе. Этим вырабатывалась активная мотивация студентов на профессиональную деятельность». 

Ольга Евгеньевна старалась использовать на своих уроках произведения других видов искусства (литературы, поэзии). Такая междисциплинарная связь «помогала глубже понять произведение, расширяло кругозор и общий уровень культуры».

Из воспоминаний Ольги Евгеньевны: «С выпускниками практиковала такую работу, например – слушали прелюдию Рахманинова Соль мажор, ор. 32, я зачитывала два стихотворения Тютчева и предлагала высказать мнение, к какому стихотворению не подходит музыка и почему. Шел анализ и разговор о содержании, что вызывало большой интерес».

Важным видом деятельности Ольга Евгеньевна считала написание курсовых работ. Для нее всегда это был творческий процесс, требующий углубленного подхода не только к анализу произведения, но и к работе с учащимися: «Написание курсовых – большая школа и для студентов, и для преподавателей».

Немаловажным в работе для Ольги Евгеньевны было найти контакт с учениками. «Нужно чтобы все чувствовали доброжелательность, но и тем самым должен быть выверен баланс – требовательность и справедливость, выдержка и терпение. И чем богаче внутренний мир педагога, тем он интереснее как человек, тем легче завоевать отношение учеников к своей деятельности» - говорит Ольга Евгеньевна.

Но, как и для любого педагога, завоевать контакт было не легко и приходится пройти через трудности: «Если между студентами и мною было полное взаимопонимание, шел постоянный рост в усвоении материала и это давало мне большое удовлетворение и радость».

Впервые Ольга Евгеньевна знакомилась с учениками теоретического отделения на первом курсе, вместе с предметом «Теория музыки», затем они возвращались к ней уже, будучи студентами третьего курса.

По мнению бывших студентов: «Ольга Евгеньевна спокойным голосом, ровно и доступно объясняла нам азы музыкальной грамоты, терпеливо и с любовью вкладывая в нас интерес к музыке и радость от её понимания».

Многие её выпускники после окончания ВУЗов возвращались в музыкальное училище уже в качестве преподавателей. И для Ольги Евгеньевны всегда было приятно и интересно наблюдать за развитием молодых специалистов. 

«Наблюдение за развитием учеников давало возможность взглянуть на себя со стороны, пересмотреть установки» - говорит она - «Педагогический процесс – взаимообучающий, он дает знания, помогает установиться в профессионализме. Студенты тоже учат преподавателей в формировании жизненного опыта. В процессе преподавания очень глубоко познается материал».

Среди учеников Ольги Евгеньевны, которые впоследствии стали коллегами были: Е.А. Богатырева, М.П. Смирнова, В.Д. Андреева, И.Ю. Некристова, Л.А. Зайцева и многие другие преподаватели Колледжа и музыкальных школ Томска и области, а также и других регионов.

О своих коллегах Ольга Евгеньевна всегда отзывается с душевной теплотой: «Мне посчастливилось работать со многими преподавателями и людьми. Это Николай Федорович Овчинников – заведовал теоретическим отделением и внёс в него большой вклад. Константин Михайлович Лакин, Маргарита Леонидовна Лисовая, Вероника Алексеевна Кривопалова, без времени ушедшая Любовь Михайловна Крымова - человек высокой культуры, большой эрудиции, прекрасный организатор и педагог божьей милости. С Верой Дмитриевной Андреевой вместе разрабатывали форму целостного анализа, тесное сотрудничество было с Еленой Анатольевной Богатыревой».

Работа для Ольги Евгеньевны всегда имела первостепенное значение: 

«Работа преподавателя – трудное дело, но в то же время благодатное: он постоянно имеет дело с молодежью, поэтому всегда нужно расти и совершенствоваться. А в нашей работе еще и Музыка. М.Н. Ермолова (драматическая актриса) сказала: «Искусство как солнце освещает все пути, нужно честно служить ему и искренне верить. Если посвятить свою жизнь музыки, она в долгу не останется, она всегда будет поддержкой, всегда будет помогать».

Скачать статью-интервью в формате PDF

Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика