2 апреля 17 молодых музыкантов из города Новосибирска,
входящие в ансамбль «Лаборатория новой музыки»,
поражали томскую публику своим профессионализмом
на сцене Хрустального зала Томского музыкального колледжа.
Такое разнообразие классических музыкальных инструментов, какое мы увидели и услышали на втором концерте Международного фестиваля современной музыки, бывает только на выступлениях симфонического оркестра. Собственно была представлена почти вся партитура большого симфонического оркестра, включая инструменты, не входящие в его постоянный состав. Это: флейта, гобой, кларнет, бас-кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепиано. А в последней композиции программы - «Нонете» В. Щёрбачёва (1919) звучала даже арфа, которая до последнего момента ждала своего часа, изысканно выделяясь из сценического убранства. За появление этого инструмента (тяжёлого, габаритного и дорогостоящего) в программе организатор Фестиваля – Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова благодарит своего партнёра – Томскую областную государственную филармонию и лично директора М.А. Шерину.
Кроме того, в последнем произведении концерта – «Нонете» появился ещё один инструмент, наверное, исторически самый первый – это человеческий голос, а конкретно сильное, яркое сопрано. Исполнительница (солистка Новосибирской государственной филармонии) наполнила звучание «Нонета» особой чувственностью и экспрессией.
На концерте ансамбля «Лаборатория новой музыки», руководимого Сергеем Шебалиным, была представлена музыка преимущественно первой половины XX века: французско-американского композитора Эдгара Вареза, австро-немецкого композитора Йозефа Хауэра, наших соотечественников Александра Щетинского и Владимира Щёрбачёва, а также два совсем «свежих» сочинения: 2008 г. – «Оскривик» Олега Пайбердина и 2012 г. – «Бах… Чтобы переждать темноту» Антона Сафронова.
На протяжении первых пяти сочинений программы казалось, что публика приглядывается, прислушивается, привыкает к современной академической музыке. Однако после последней пьесы («Нонета» В. Щёрбачёва) было очевидно – молодые музыканты (студенты, магистранты и выпускники Новосибирской государственной консерватории) прекрасно исполняют сложнейший интонационный материал, и в этой музыке, пожалуй, «что-то есть». Крики «Браво» и уверенные аплодисменты в конце почти двухчасовой программы были тому подтверждением. Конечно, дополнительным стимулом к пониманию завершающей композиции стал видеоряд – видеоинсталляция из фрагментов немого кино (вместо импровизационной пластической партии, задуманной композитором в оригинале).
Если на открытии Фестиваля 28 марта была показана современная музыка, где на первом плане находится сонор (звуковая краска) и множество нетрадиционных приёмов звукоизвлечения на инструментах, то на концерте «Лаборатории новой музыки» мы услышали современный мелодизм с его рвано-диссонирующей, искалеченной структурой, причём в самом различном тембровом обличии, т.е. 2 апреля слушатели могли вдоволь насладиться современными интонационными оборотами и их всевозможными сочетаниями.
В качестве некоего общего эпиграфа к концерту приведу описание музыки Эдгара Вареза, чья композиция 1923 года «Октандр» («Восьмигранник») открывала программу. Ведущая концерта Василина Сыпченко сказала: «эта музыка парадоксальным образом сочетает в себе некое чувственное, физическое воздействие сонорных «звуковых масс» и рафинированную интеллектуальность музыкальных конструкций». Действительно, для восприятия академической музыки XX-XXI важна не только душа и эмоциональная отзывчивость, но и достаточная рефлексивность (умение и желание размышлять).
Так, развёрнутая композиция Йозефа Хауэра "Musikfilm" и лаконичная произведение Александра Щетинского продемонстрировали любовь и уважение их авторов к Арнольду Шёнбергу – создателю знаменитой додекафонной системы, фактически отразившей экспрессионистическое направление начала XX века. Оказывается, что Хауэр независимо от Шёнберга разрабатывал 12-тоновую систему композиции на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений. Любопытно и непросто было следить за стремлением Хауэра к созданию «универсального» музыкального языка, понимавшегося им как «космическая игра с 12 тонами».
Как обычно, несколько шокировал Олег Пайбердин с пьесой «Оскривик». Если бы не ведущая, публика ни за что бы не догадалась, что первоначальным образом-идеей для этой пьесы стала детская фантазия: "существо-цветок желтого и синего цвета, умеющее говорить". Композитор использовал запись импровизации двухлетнего ребенка на миди-клавиатуре, сделанную случайно, а для тематического материала акустической части произведения взял детскую песенку, сочиненную им ранее. В результате получилось невиданно-новаторское произведение для виолончели соло, бас-кларнета, тромбона, скрипки и контрабаса. Наверное, кто-то в этом услышал жёлто-синие краски, но мне лично больше увиделись какие-то бардово-фиолетовые… Да, цветной слух у каждого свой, если, конечно, он вообще имеется.
Искренне обрадовало сочинение 2012 года весьма молодого композитора Антона Сафронова, ученика Эдисона Денисова, - "Бах. …..Музыка, чтобы переждать темноту". Оно оказалось даже не депрессивным, а явилось неким музыкальным альянсом между XVIII и XXI веками. Это свободная фантазия по поздним канонам Баха, написанным на одну и ту же краткую тему из восьми нот, взятую великим маэстро из собственных же Гольдберговских вариаций. Эти каноны Баха, созданные за три года до смерти, не являются законченными пьесами в обычном смысле этого слова, это что-то вроде музыкальных формул — они содержат в себе непостижимую красоту игры, в которой на склоне жизни находил удовольствие и утешение слепнущий великий маэстро Бах, с каждым годом всё больше и больше погружаясь в вечную темноту.
А. Сафронов по-своему развил этот чудесный калейдоскоп, сплетя что-то вроде канвы, по которой происходят постоянные перемещения между Зеркалом и Зазеркальем времени. Получилось что-то вроде диалога восприятий одной и той же музыкальной идеи из разных эпох — Прошлого и Настоящего.
Завершился концерт торжественным вручением новосибирским музыкантам дипломов Международного фестиваля.