Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

План работы Денисов-центра на 2018-2019 учебный год


п/п
Название мероприятия Дата, время и
место проведения
Ответственные
1

Подготовка к проведению Международного Фестиваля современной музыки имени Э. В. Денисова: 
- работа со школами, 
- прослушивание концертных номеров, 
- составление концертных программ 
- составление сценариев концертов

Сентябрь-октябрь 2018

Никитин П. И. 
Бурова Е.А. 
Зенич А. С. 
Кривопалова В. А. 
Гуливицкая И. В. 
Левина Н.В. 

2

Составление плана цикла популярных лекций «Слушая ХХ век»

Сентябрь 2018 Кривопалова В. А.
Зенич А. С.
3

Проведение популярной лекции из цикла «Слушая ХХ век» Тема 1 «Многоликий и парадоксальный»

16.10.18 18-30 Хрустальный зал ТМК

Кривопалова В. А. 
Талейко М. А. 

4

Проведение мероприятий Международного фестиваля современной музыки им. Э. В. Денисова (в соответствии с планом проведения фестиваля).

3-10 ноября 2018

Никитин П. И.,
Зенич А. С.,
Гуливицкая И. В. Кривопалова В. А.
5

Проведение популярной лекции из цикла «Слушая ХХ век» Тема 2 «Диалоги с прошлым»»

20.11.18 18-30 Хрустальный зал ТМК

Кривопалова В. А. 
Талейко М. А.

6

Подготовка к проведению областной музыкально-теоретической олимпиады, посвящённой 90-летию со дня рождения Э. В. Денисова

Декабрь 2018 - Январь 2019

Зайцева Л. А.
Лисовая М.Л. преподаватели ПЦК ТМ
7

Проведение областной музыкально-теоретической олимпиады, посвящённой 90-летию со дня рождения Э. В. Денисова

 09.02.2019 Зайцева Л. А.
Лисовая М.Л. преподаватели ПЦК ТМ
8

Проведение популярной лекции из цикла «Слушая ХХ век» Тема 3 «…Я не люблю авангард…»

19.02.2019 18-30 Хрустальный зал ТМК

Кривопалова В. А. 
Талейко М. А.
9

Подготовка мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения Э. В. Денисова: 
- обновление экспозиции 
- проведение концерта 
- проведение классного часа

Февраль – март 2019

Зенич А. С. 
Ефромеева А 
Зайцева Л. А. 
Кривопалова В. А. Лисовая М. Л.

10

Классный час на тему: «Вокруг Денисова»

14.03.2019 Ефромеева А
Зайцева Л. А.
Кривопалова В. А. Лисовая М. Л.
11

Концерт и мини-презентация Денисов-центра в рамках проведения «Двух дней в колледже» (для абитуриентов и студентов ТМК имени Э.В. Денисова).

28.03.2019 

Ефромеева А
Зайцева Л. А. 
Кривопалова В. А. Лисовая М. Л.

12

Проведение популярной лекции из цикла «Слушая ХХ век» Тема 4 «Конец или начало?»

19.03.2019 18-30 Хрустальный зал ТМК 

Кривопалова В. А. 
Талейко М. А.
13

Классный час – просмотр документального фильма «Преодоление жизни»

04.04.2019  Ефромеева А
Зайцева Л. А.
Кривопалова В. А. Лисовая М. Л.
14

Проведение мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения Э. В. Денисова: 
Концерт «Дети детям»: исполнение «Детского альбома» в 8 школе 
«К юбилею Денисова». Концерт.

Апрель

05.04.19
06.04.19

Ефромеева А
Зайцева Л. А. 
Кривопалова В. А. Лисовая М. Л.

Афиши фестиваля

Афиша_программа

                                              Афиша открытие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 апреля             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 апреля                                     5-6 апреля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 апреля                                       9 апреля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 апреля

                                             10 апреля Северск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники фестиваля

                                                    Участники фестиваля:

 

 

 Олег Пайбердин

 

 

 

 

 

 


Композитор Олег Пайбердин (doc)
,    

 

 Лаборатория новой музыки
           

 

 

 

 

Лаборатория новой музыки (doc),

 

Ансамбль «Галерея актуальной музыки»

Ансамбль "Галерея актуальной музыки" (doc).

 

 Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)

 

 

 

 

 

 

 

 Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) (doc)


Печа - Куча (doc)

Концерт "В день рождения Эдисона Денисова" (docx)

 

Доменек Гонсалес де ла Рубиа

                           Эстела Барриентос

 Концерт современной испанской музыки (docx)

 

 

 

 

 

 

2 апреля. "Лаборатория новой музыки"

2 апреля 17 молодых музыкантов из города Новосибирска,

входящие в ансамбль «Лаборатория новой музыки»,

поражали томскую публику своим профессионализмом

на сцене Хрустального зала Томского музыкального колледжа. 

Такое разнообразие классических музыкальных инструментов, какое мы увидели и услышали на втором концерте Международного фестиваля современной музыки, бывает только на выступлениях симфонического оркестра. Собственно была представлена почти вся партитура большого симфонического оркестра, включая инструменты, не входящие в его постоянный состав. Это: флейта, гобой, кларнет, бас-кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепиано. А в последней композиции программы - «Нонете» В. Щёрбачёва (1919) звучала даже арфа, которая до последнего момента ждала своего часа, изысканно выделяясь из сценического убранства. За появление этого инструмента (тяжёлого, габаритного и дорогостоящего) в программе организатор Фестиваля – Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова благодарит своего партнёра – Томскую областную государственную филармонию и лично директора М.А. Шерину.

Кроме того, в последнем произведении концерта – «Нонете» появился ещё один инструмент, наверное, исторически самый первый – это человеческий голос, а конкретно сильное, яркое сопрано. Исполнительница (солистка Новосибирской государственной филармонии) наполнила звучание «Нонета» особой чувственностью и экспрессией.

На концерте ансамбля «Лаборатория новой музыки», руководимого Сергеем Шебалиным, была представлена музыка преимущественно первой половины XX века: французско-американского композитора Эдгара Вареза, австро-немецкого композитора Йозефа Хауэра, наших соотечественников Александра Щетинского и Владимира Щёрбачёва, а также два совсем «свежих» сочинения: 2008 г. – «Оскривик» Олега Пайбердина и 2012 г. – «Бах… Чтобы переждать темноту» Антона Сафронова.

На протяжении первых пяти сочинений программы казалось, что публика приглядывается, прислушивается, привыкает к современной академической музыке. Однако после последней пьесы («Нонета» В. Щёрбачёва) было очевидно – молодые музыканты (студенты, магистранты и выпускники Новосибирской государственной консерватории) прекрасно исполняют сложнейший интонационный материал, и в этой музыке, пожалуй, «что-то есть». Крики «Браво» и уверенные аплодисменты в конце почти двухчасовой программы были тому подтверждением. Конечно, дополнительным стимулом к пониманию завершающей композиции стал видеоряд – видеоинсталляция из фрагментов немого кино (вместо импровизационной пластической партии, задуманной композитором в оригинале).

Если на открытии Фестиваля 28 марта была показана современная музыка, где на первом плане находится сонор (звуковая краска) и множество нетрадиционных приёмов звукоизвлечения на инструментах, то на концерте «Лаборатории новой музыки» мы услышали современный мелодизм с его рвано-диссонирующей, искалеченной структурой, причём в самом различном тембровом обличии, т.е. 2 апреля слушатели могли вдоволь насладиться современными интонационными оборотами и их всевозможными сочетаниями.

В качестве некоего общего эпиграфа к концерту приведу описание музыки Эдгара Вареза, чья композиция 1923 года «Октандр» («Восьмигранник») открывала программу. Ведущая концерта Василина Сыпченко сказала: «эта музыка парадоксальным образом сочетает в себе некое чувственное, физическое воздействие сонорных «звуковых масс» и рафинированную интеллектуальность музыкальных конструкций». Действительно, для восприятия академической музыки XX-XXI важна не только душа и эмоциональная отзывчивость, но и достаточная рефлексивность (умение и желание размышлять).

Так, развёрнутая композиция Йозефа Хауэра "Musikfilm" и лаконичная произведение Александра Щетинского продемонстрировали любовь и уважение их авторов к Арнольду Шёнбергу – создателю знаменитой додекафонной системы, фактически отразившей экспрессионистическое направление начала XX века. Оказывается, что Хауэр независимо от Шёнберга разрабатывал 12-тоновую систему композиции на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений. Любопытно и непросто было следить за стремлением Хауэра к созданию «универсального» музыкального языка, понимавшегося им как «космическая игра с 12 тонами». 

Как обычно, несколько шокировал Олег Пайбердин с пьесой «Оскривик». Если бы не ведущая, публика ни за что бы не догадалась, что первоначальным образом-идеей для этой пьесы стала детская фантазия: "существо-цветок желтого и синего цвета, умеющее говорить". Композитор использовал запись импровизации двухлетнего ребенка на миди-клавиатуре, сделанную случайно, а для тематического материала акустической части произведения взял детскую песенку, сочиненную им ранее. В результате получилось невиданно-новаторское произведение для виолончели соло, бас-кларнета, тромбона, скрипки и контрабаса. Наверное, кто-то в этом услышал жёлто-синие краски, но мне лично больше увиделись какие-то бардово-фиолетовые… Да, цветной слух у каждого свой, если, конечно, он вообще имеется.

Искренне обрадовало сочинение 2012 года весьма молодого композитора Антона Сафронова, ученика Эдисона Денисова, - "Бах. …..Музыка, чтобы переждать темноту". Оно оказалось даже не депрессивным, а явилось неким музыкальным альянсом между XVIII и XXI веками. Это свободная фантазия по поздним канонам Баха, написанным на одну и ту же краткую тему из восьми нот, взятую великим маэстро из собственных же Гольдберговских вариаций. Эти каноны Баха, созданные за три года до смерти, не являются законченными пьесами в обычном смысле этого слова, это что-то вроде музыкальных формул — они содержат в себе непостижимую красоту игры, в которой на склоне жизни находил удовольствие и утешение слепнущий великий маэстро Бах, с каждым годом всё больше и больше погружаясь в вечную темноту.

А. Сафронов по-своему развил этот чудесный калейдоскоп, сплетя что-то вроде канвы, по которой происходят постоянные перемещения между Зеркалом и Зазеркальем времени. Получилось что-то вроде диалога восприятий одной и той же музыкальной идеи из разных эпох — Прошлого и Настоящего.

Завершился концерт торжественным вручением новосибирским музыкантам дипломов Международного фестиваля. 

Печа-куча


     29 марта в концертном зале Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова состоялась музыкальная PechaKucha в рамках DenisovFest 2012. Форма 20х20 (20 слайдов презентации, продолжительность каждого – 20 секунд) оказалась малоприемлемой для представления различных явлений  современной и не только современной музыки. Говорить о музыке, не включая аудио- и видеофрагменты невозможно, а двадцати секунд для представления музыки совершенно недостаточно. И всё же…
     На нашей музыкальной ПечеКуче студентка ИИК ТГУ Мария Кириенко представила фортепианный цикл Клода Дельвенкура «Лакомства», рассказав о пудингах и пончиках и их музыкальном воплощении.
     Резким контрастом прозвучала презентация преподавателя Вероники Алексеевны Кривопаловой о творчестве радикального и экстравагантного молодого композитора Георгия Дорохова (выпускник Томского музыкального колледжа, аспирант Московской государственной консерватории). Его «Манифест для трёх пенопластов» и «Рондо» для дрели, рельсов, молотков и др. не на шутку напугали слушателей.
     Гармонию восстановили супруги Наталья Карагодина (студентка 1 курса ТМК) и Илья Соловьёв, представив позднее творчество мэтра русского рока Бориса Гребенщикова. В их исполнении проникновенно прозвучала песня БГ.
      Студентка 3 курса ТМК Елена Сорокоумова, влюблённая в аниме, представила музыку к японским мультфильмам.
      Директор Томского музыкального колледжа Наталия Игоревна Чабовская рассказала о перспективах развития колледжа. Это было единственное выступление, выдержанное в формате 20х20.
    И завершил «болтовню» мастер-класс Григория Лосенкова и Маргариты Егоровой по индийской системе ритмического воспитания Konokol. Увлеченные полиритмией и полиметрией слушатели забыли о времени, проговаривая «Ta-Ka-Di-Mi  Ta-Ka-Ju-Na»…
 
             Выступление Григория Лосенкова и Маргариты ЕгоровойВедущая Кривопалова В.А

Открытие фестиваля (фото)

Сыпченко В.В.Чабовская Н.И. Дипломы солистам ансамбля вручает А.А. Кузичкин
 
 
 
Марина ЯкушевичИнтерес слушателей во время антрактаИгра на шпиле виолончели
 
 
 
Интерес слушателей во время антрактаВручение дипломов солистам ансамбляИсполнение ТОПИНАМБУР
 
 
 
Михаил Безносов и Сергей АсташонокНоты современной музыкиМихаил Безносов
 
 
 
Ноты современной музыкиО. Пайбердин. EMAK BAKIAНоты современной музыки
 
 
 
Олег ПайбердинОлег ПайбердинОлег Пайбердин
 
 
 
Ольга ВиктороваВ. НародицкийАнсамбль Галерея актуальной музыки
 
 
 
Эдита Фил и Владислав НародицкийАвтограф - сессияЭдита Фил
 
 
 
Автограф - сессияФото - сессияАвтограф - сессия
 
 
 
Фото - сессияФото - сессияФото - сессия
 
 
 
Фото - сессияФото - сессия
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                              

Открытие Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова.

 

Организаторы фестиваля с музыкантами ансамбля

 Организаторы фестиваля с музыкантами ансамбля "Галерея актуальной музыки" после концерта

 

28 марта 2012 года в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа при полном аншлаге состоялось Открытие Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова.

     Ведущая Открытия Василина Сыпченко коротко ввела публику в историю предыдущих фестивалей современной музыки, сделав акцент на предпоследнем – в 2010 году, который проходил параллельно со II Международным конкурсом молодых композиторов имени Эдисона Денисова.
          Ответственную миссию «запуска» двухнедельного праздника современной музыки, как обычно приуроченного ко дню рождения нашего знаменитого земляка, успешно выполнил начальник Департамента по культуре Андрей Александрович Кузичкин. Он выразил радость по поводу того, что в недавно открывшемся концертном Хрустальном зале музыкального колледжа уже проводятся такие грандиозные проекты, а также подчеркнул большую значимость для Томской области, а также России в целом мероприятий, посвящённых памяти и творчеству выдающегося композитора современности, томича Эдисона Васильевича Денисова. В заключение своего выступления Андрей Александрович вручил дипломы фестиваля солистам ансамбля «Галерея актуальной музыки», среди которых в Томск приехали  не только отечественные музыканты (кларнетист Михаил Безносов и виолончелист Сергей Асташонок), но и украинский скрипач Владислав Народицкий и польская флейтистка Эдита Фил.
    Директор Томского музыкального колледжа Наталия Игоревна Чабовская рассказала о предстоящей обширной и разнообразной программе, заметив, что сочинения, которые прозвучат на фестивале, смогут удовлетворить самые разные музыкальные предпочтения слушателей: от кардинально авангардных через «мягкоавангардные» до классиков музыки XX века, произведений юных томских композиторов, джаза и рока.
    Открытие оказалось «крутоавангардным»! Ансамбль «Галерея актуальной музыки» под руководством Олега Пайбердина исполнял самую актуальную музыку – преимущественно сочинения 2011 и 2012 годов. Это пьеса Марины Шмотовой «Венеция» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (2011), вдохновлённая работой фотохудожника Ивана Порто «Блики, отражения, мерцания». Произведение Ольги Викторовой, Арт-директора Ансамбля новой музыки Свердловской государственной филармонии «Из темноты» («Де тенебрис», 2012), которое было вдохновлено рассказом Борхеса «Сад расходящихся тропок». Сочинение «Канцонетта» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (2012) Сергея Пилютикова, художественного руководителя Ансамбля новой музыки «Рикошет» из г. Киева. Композиция выпускника Томского музыкального колледжа, ныне аспиранта Московской государственной консерватории Георгия Дорохова «Топинамбур» для флейты, скрипки и рояля, который в настоящее время слывёт в России наиболее экстравагантным композитором среди авангардистов. Причём для Георгия «Топинамбур» - это вовсе не предел оригинальности, скорее нечто весьма «классичное». Как мы узнали от организаторов фестиваля, что-то совсем необыкновенное из его произведений прозвучит на «Суперавангардном» концерте 8 апреля в Хрустальном зале.
        Обрамляли концерт сочинения классиков авангарда: Яниса Ксенакиса («Харизма» для кларнета и виолончели, 1971) и Эдисона Денисова (Соната для кларнета в 2 частях).
Наверное, не будет преувеличением сказать, что на инструментах не играли в привычном понимании этого слова. На них пилили, стучали, скрипели и т.д. и т.п., их поглаживали, в духовые не вдували воздух, а выдували его. А кларнетист Михаил Безносов продемонстрировал безупречное владение перманентным дыханием, чем владеет далеко не каждый исполнитель на духовых. На рояле играли, заглушая струны или вовсе не по клавишам. Это было уникально. А как флейтистка щёлкала, стрекотала, свистела в свой инструмент, некоторые увидели впервые в своей жизни. Многие слушатели Открытия действительно никогда не видели и не слышали столь разнообразные и нетрадиционные приёмы исполнения на струнных и духовых музыкальных инструментах. Однако это оказалось чрезвычайно интересным и познавательным.
    Как выразилась ведущая концерта, лектор Новосибирской филармонии Марина Якушевич, предвосхищая одно из исполненных произведений, «сейчас Вы услышите музыку неземной красоты». Любопытно, что в качестве земной красоты мы теперь, по-видимому, воспринимаем всю классико-романтическую традицию, а современные композиторы-новаторы (или авангардисты) в сфере академической музыки, с одной стороны, делают некий прорыв в будущее, а с другой – отражают наш всё менее гармоничный, урбанистический, электронно-механический мир. Наверное она такая, красота неземная, то есть не природная, не естественная?
_______________________________________________

Приведём отзывы об Открытии, написанные юными специалистами - студентами Томского музыкального колледжа специальности «Теория музыки».

Григорий Лосенков, студент 2 курса

    28 марта 2012 года в Хрустальном зале прошло открытие Международного фестиваля современной музыки имени Э. Денисова.
       Открывало его произведение Я. Ксенакиса «Харизма» для кларнета и виолончели, композитора, чьи произведения уже во многом стали классикой современной музыки. По сравнению со всеми остальными произведениями, звучавшими на концерте, его можно назвать менее эпатирующим и шокирующим, но во время его исполнения публика уже находилась в состоянии, мягко говоря, удивления, не предполагая, что будет звучать дальше. А дальше пошла целая плеяда небольших пьес современных композиторов, причем в прямом смысле, потому что многие из них написаны в XXI веке, а некоторые даже в 2012 году. И здесь продолжается наше удивление, эпатирование публики. Главным материалом для их создания послужил не музыкальный звук в традиционном его понимании, а различные сонорные эффекты, полученные при помощи нетрадиционных приемов извлечения. Лично мне из всего концерта понравились и хорошо легли на слух только два произведения: «Венеция», написанная под впечатлением фотографии, и «Ржавчина». Они в полной мере содержали все современные приемы звукоизвлечения, но отличало их от остальных централизующая и цементирующая роль ритма. Ритм в них привнес некоторую организованность и стройную логику, которой, лично я, не услышал в других произведениях.
        Стоит отметить безукоризненную игру музыкантов, полностью овладевших всем этим арсеналом современных музыкальных средств и исполняющих их так легко, словно они играли так всю жизнь. Особенно это легко удавалось флейтистке Эдите Фил, абсолютно непринужденно и, в какой-то степени, виртуозно игравшей как в составе ансамбля, так и сольно.


Евгения Смирнова, студентка 1 курса

       Начну с плохих впечатлений, чтобы не заканчивать ложкой дегтя.
      Я была на одном – первом отделении концерта ансамбля «Галерея актуальной музыки». После исполнения последнего номера «Cantus firmus» для немого кино и виолончели (композитор Олег Пайбердин) мне захотелось встать, уйти и больше никогда на концерты «актуальной» музыки не возвращаться. Я не знаток сюрреалистического кино, поэтому после немого кино «Emak bakia»у меня болела голова, а после 15-20-минутного звучания виолончели у меня было такое ощущение, что мою «эфирную» кожу содрали в нескольких местах. Вообще, физиологическое ощущение было не очень хорошим.
      Я сейчас профессионально интересуюсь воздействием музыки на человека, поэтому стараюсь отслеживать тончайшие ощущения от той или иной музыки, делиться обратной связью и впечатлениями с другими людьми. Понимаю, что одних моих субъективных переживаний по этому поводу недостаточно, но все же…    В общем, я не понимаю, для чего нужна такая музыка (я о последней композиции первого акта).
    Мне понравилась композиция Марины Шмотовой «Венеция». Было интересно следовать за музыкой в композиции Ксенакиса про Аид и реку Стикс (Харизма). Очень интересно, особенно, стук копытцев в последней четверти произведения. Прямо «Бардо Тьёдол» - «Тибетская книга мертвых». Было любопытно наблюдать разные способы игры на духовых, особенно в композиции Ю. Джолдиа «Оборотная сторона листа» для флейты соло в исполнении Эдиты Фил.
Вообщем, хорошее мероприятие. Музыка разная нужна, музыка разная важна. На самом деле, хочу сказать большое спасибо организаторам фестиваля.

 

Фестивали и концерты "EDES"

<< Назад 

Фестивали и концерты современной музыки имени Э. Денисова "Традиции и современность" проводятся ежегодно.

Фестиваль 2010
Международный фестиваль современной музыки 2012
Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова – 2013
Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова – 2014
IV Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова - 2016
Международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова - 2018

<< Назад 

Конференции

<< Назад 

Конференция 2009

Тематика выступлений на конференциях и научных студенческих работ прошлых лет:

  • «Серийная техника в вокальном цикле Э. Денисова «Осень»
  • «Традиции русского романса в вокальном цикле Э. Денисова
  • «Твой облик милый»
  • Формообразование в цикле Э. Денисова «Багатели»
  • Киномузыка Эдисона Денисова
  • Символика в Концерте для хора Альфреда Шнитке
  • «Forellenquintet» Павла Карманова
  • «Vers libres» Виктора Екимовского
  • Хоровой цикл «Приход весны» Эдисона Денисова
  • «The Armed Man» Карла Дженкинса: опыт интерпретации
  • и др.

Международный конкурс юных пианистов имени Э. Денисова

<< Назад

Международный конкурс юных пианистов проводился в рамках международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова «Традиции и современность» с 22 по 27 ноября 2004 г.

«Для неконсерваторского города проведение исполнительского конкурса международного масштаба – редкий случай. То, что томский конкурс посвящен современной музыке выгодно отличает его от многих других». (В. Екимовский)

Количество участников

  • 55 (5 возрастных групп)


География -

  • Казахстана, Южной Кореи, России (Санкт-Петербурга, Новосибирска, Кемерово, Томска, Магнитогорска, Красноярска, Екатеринбурга, Прокопьевска)

Жюри -

  • Екимовский В Виктор Екимовский, композитор, Президент Ассоциации Современной Музыки (Россия), председатель жюри
  • Шевчук Д.(Россия, Новосибирск)
  • Шацкий В.(Республика Беларусь, Минск)
  • Юрженко П.(Украина, Киев)
  • Мельникова Н.(Россия, Магнитогорск)

Первый Международный конкурс молодых композиторов имени Эдисона Денисова "EDES"

<< Назад 

Первый Международный конкурс молодых композиторов имени Эдисона Денисова "EDES" был организован в период с 6 по 9 декабря 2007 года.

Инициаторы -

  • Томский музыкальный колледж,
  • Денисов-центр.

Учредители -

  • Департамент по культуре Томской области,
  • Областная Администрация Томской области,
  • Союз композиторов России,
  • Федеральное Агентство по Культуре и Кинематографии РФ.

Поддержка -

  • Союз композиторов Москвы,
  • Московский Ансамбль Современной Музыки,
  • Музыкальное издательство Lе Сhапt du Мопde (Париж, Франция) и Катя Денисова-Брюмаж (вдова композитора),
  • Томская Областная филармония,
  • Томский государственный университет.

Спонсоры -

  • Музыкальное издательство Lе Сhапt du Мопde (Париж, Франция) - Первую премию и издание партитур лауреатов конкурса.

Количество участников –

  • более 30

География конкурса –

  • 14 стран: США, Испания, ЮАР, Швейцария,
    Южная Корея, Молдова, Австрия,Казахстан, Украина, Франция, Беларусь
    Армения, Россия (Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск,
    Владивосток, Красноярск).

Жюри -

  • Екимовский В. Председатель жюри
  • Виктор Екимовский, композитор, Президент Ассоциации Современной Музыки (Россия)
  • Галахов О.
  • Олег Галахов, композитор, председатель правления Союза Московских композиторов (Россия)
  • Эрве Дизарбр
  • Эрве Дизарбр, органист, директор издательства Lе Сhапt du Мопde (Франция)
  • Каспаров Ю.
  • Юрий Каспаров, композитор, художественный руководитель Московского Ансамбля Современной Музыки (Россия)
  • Кшиштоф Мейер
  • Кшиштоф Мейер, композитор (Германия)
  • Фарадж Караев
  • Фарадж Караев, композитор (Россия/Азербайджан)

Фестивали и концерты "EDES" 2010

ПЛАН мероприятий

II Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова,
Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона Денисова,
 II Открытого Регионального конкурса юных композиторов “EDES”

 
ДатаВремяМероприятиеМесто проведенияУчастники
21 октября16.00Пресс-конференция для журналистов, посвященная открытию II Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова и Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона ДенисоваТомский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова 
23 октября19.00ОТКРЫТИЕ  II Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова и Международного фестиваля современной музыки имени Эдисона ДенисоваАктовый зал Томского государственного университетаСолисты и творческие коллективы г. Томска, преподаватели Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, музыканты г. Новосибирска 
24 октября13.00«Музыка сказок». Фильм-сказка «Аленький цветочек», режиссер И. Поволоцкая, композитор Э.В. ДенисовЗрелищный центр «АЭЛИТА»Ведет Кривопалова Вероника Алексеевна
25 октября 13.00

Второй Открытый региональный конкурс юных композиторов «EDES» (в рамках II Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова):

- ОТКРЫТИЕ  и концерт из произведений членов жюри (Ильи Александрова (г. Новосибирск), Константина Лакина (г. Томск), Владимира Пономарёва (г. Красноярск), Андрея Попова (г. Новосибирск)); 

Томский музыкальный колледж имени Э.В.Денисова Учащиеся ДМШ, ДШИ, музыкальных колледжей региона
14.00-17.00 Прослушивание сочинений участников конкурса
время уточняется  Семинар по западноевропейской современной музыке в формате интернет-конференции  с Парижским университетом Конференц-зал Томского государственного университета Отдел Информационных технологий ТГУ, Профессор Парижского университета, доктор искусствоведения Иванка Стоянова, Кати Денисова (Париж), Кривопалова В.А.
время уточняетсяОткрытие программной выставки юных художников «Современная музыка глазами детей»место уточняется (Рабочая площадка – Центр культуры ТГУ)Художественные школы г. Томска
26 октября10.30Мастер-классы членов жюри Второго Открытого регионального конкурса юных композиторов «EDES»Томский музыкальный колледж имени Э.В.Денисова 
14.00Закрытие Второго Открытого регионального конкурса юных композиторов «EDES» и концерт из произведений лауреатов конкурсаТомский музыкальный колледж имени Э.В.Денисова 
 19.00Концерт "Поток мыслей" (Моноопера М. Таривердиева "Ожидание")Театр "Версия"Камерный оркестр ТГУ, Елена Бурова (сопрано, г. Москва)
27 октября19.00Концерт органной, вокальной и инструментальной современной музыки «Пространство новой музыки»Органный зал Томской областной государственной филармонииСтуденты и преподаватели Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, Екатерина Предвечнова (орган, г. Новосибирск), Данила Ефремов (кларнет, г. Новосибирск)
28 октября19.00Концерт-посвящение “Hommage a Denisov” (Концерт-посвящение Э.В. Денисову)Томский музыкальный колледж имени Э.В.ДенисоваУчащиеся ДМШ, ДШИ г. Томска, учащиеся отделения начальной музыкальной подготовки  и студенты Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова
29 октябрявремя уточняетсяТворческие встречи с композиторами Юрием Каспаровым и Виктором ЕкимовскимТомский музыкальный колледж имени Э.В.ДенисоваКомпозиторы Юрий Каспаров, Виктор Екимовский
19.00Концерт из произведений камерной современной музыки «Отзвуки XX века»Органный зал Томской областной государственной филармонииСтрунное трио камерного ансамбля «Солисты Москвы», Мария Алиханова (флейта) Андреа Мерло (фортепиано).
30 октября12.00Мастер-классы исполнителей по инструментам скрипка, альт, виолончель, флейтаТомский музыкальный колледж имени Э.В. ДенисоваИнструментальное трио камерного ансамбля «Солисты Москвы» (худ. руководитель Юрий Башмет), Мария Алиханова, солистка Государственного Академического Камерного Оркестра России (флейта), итальянский пианист Андреа Мерло
31 октября14.00«Музыка сказок» Творческая встреча с композитором Ю.Каспаровым  и показ мультфильма «Щелкунчик»Зрелищный центр «АЭЛИТА»Ведет Кривопалова Вероника Алексеевна
19.00Концерт из произведений членов жюри и лауреатов  II Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова. Закрытие конкурса и фестиваля.Театр «Версия»Инструментальное трио камерного ансамбля «Солисты Москвы», Мария Алиханова (флейта) Андреа Мерло (фортепиано).

Конференция 2009

<< Назад

Конференция проходила 6, 7 апреля. Представлены следующие темы:

6 апреля
10.00 – 10.30 Регистрация участников (актовый зал Томской областной научной универсальной библиотеки имени А.С. Пушкина, ул. К.Маркса, 14)
10.30 – 13.00 Открытие конференции, пленарное заседание

1. ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ

Ильиных Сергей Евгеньевич, заместитель Губернатора Томской области по социальной политике

2. ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ
Кузичкин Андрей Александрович, начальник Департамента по культуре Томской области

3. ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ
Чабовская Наталия Игоревна, кандидат искусствоведения,
директор ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова»

4. ДЕНИСОВ-ЦЕНТР – 10 ЛЕТ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Кривопалова Вероника Алексеевна, доцент Института искусств и культуры Томского государственного университета, руководитель Денисов-центра

5. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ Э.В. ДЕНИСОВА

Будкеев Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой художественного образования Бийского государственного педагогического университета

6. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Новикова Ольга Владимировна, кандидат искусствоведения, и.о. доцента кафедры музыкального образования и просвещения, заведующая отделом повышения квалификации
Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки

7. МУЗЫКА В ЭПОХУ КРОСС-КУЛЬТУРЫ (ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)
Демешко Галина Андреевна, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки

8. ФАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ
Гончаренко Светлана Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки

13. 00 – 14. 00 – обеденный перерыв

14. 00 – 17.30 – продолжение работы конференции (концертный зал Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, пр. Ленина, 109)

14.00 - Секция «Исторические и теоретические аспекты современного музыкального искусства»
Ведущий: С.М. Будкеев, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой художественного образования Бийского государственного педагогического университета
Секретарь: Е.А. Богатырёва.

1. НОТНАЯ ТЕТРАДЬ А.М. БАХ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
Будкеева Светлана Александровна, преподаватель Барнаульского государственного музыкального колледжа

2. МЕССА Ф. КУПЕРЕНА: К ПРОБЛЕМЕ БАРОККО И СОВРЕМЕННОСТЬ
Гофман Лилия Александровна, студентка Красноярской государственной академии музыки и театра. Научный руководитель: Гаврилова Людмила Владимировна, профессор, заведующая кафедрой истории музыки

3. ПИАНИСТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА Ф. ЛИСТА
Севастьянова Анна, студентка Института культуры и искусства Томского государственного университета. Научный руководитель: Кривопалова Вероника Алексеевна, доцент

4. ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО В МУЗЫКЕ М. РАВЕЛЯ
Ставская Ксения Валерьевна, студентка Красноярской государственной академии музыки и театра. Научный руководитель: Ефимова Ирина Викторовна, профессор кафедры истории музыки

5. ТЕМБРОЗВУКОВОЙ «МИР» ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ С. СЛОНИМСКОГО: АРТИКУЛЯЦИОННО-ШТРИХОВАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ИНСТРУМЕНТОВ
Григорьева Надежда Михайловна, преподаватель ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова». Научный руководитель: Ерёменко Галина Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной (академии) имени М.И. Глинки

7. КАМЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА КНАЙФЕЛЯ Семёнова Зинаида Сергеевна, студентка Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Научный руководитель: Ерёменко Галина Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент

8. ТРАКТОВКА ЖАНРА МЕЛОДРАМЫ В «ПЕРСИФОНЕ» И.Ф. СТРАВИНСКОГО
Сафонова Дарья, студентка Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Научный руководитель: Гончаренко Светлана Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки

9. КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО И.Ф. СТРАВИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ АФФЕКТОВ
Кривовяз Наталья Викторовна, студентка музыкального факультета Томского государственного педагогического университета. Научный руководитель: Андреева Вера Дмитриевна, преподаватель, заместитель директора по учебной работе ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова»

10. ТРАКТОВКА ЖАНРА МЕССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ П. БАСЛЕРА (НА ПРИМЕРЕ «МЕССЫ КЕНИЯ»)
Лаптева Светлана Михайловна, председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Музыкальное образование» ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова»

11. Д.Д. ШОСТАКОВИЧ. СИМФОНИЯ О ЖИЗНИ
Королева Ксения Владимировна, студентка ГОУ СПО «Прокопьевское музыкальное училище». Научный руководитель: Ефремова Лидия Павловна

12. ОБРАЗ ЛЕНИНА В СОВЕТСКИХ СЛАВИЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ
Перепич Наталья Владимировна, студентка Красноярской государственной академии музыки и театра. Научный руководитель: Найко Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент

13. ОСОБЕННОСТИ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА С.М. СЛОНИМСКОГО «ХОРОВОД. ПЕСНЯ. СКОМОРОШИНА»
Кабанова Галина Сергеевна, студентка ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова». Научный руководитель: Смирнова Марина Петровна

14. ТРАДИЦИИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА НА ПРИМЕРЕ «РУССКОЙ ТЕТРАДИ» В.А. ГАВРИЛИНА
Ставская Ольга Сергеевна, студентка ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова». Научный руководитель: преподаватель Богатырёва Елена Анатольевна

15. ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В БАЛЕТЕ И.Ф. СТРАВИНСКОГО «ПЕТРУШКА»
Островская Ирина Исааковна, преподаватель Алтайского государственного музыкального колледжа; Савкина Елена, студентка

16. О ЗВУКОЗРИТЕЛЬНОМ КОНТРАПУНКТЕ В ФИЛЬМЕ С. ЭЗЕНШТЕЙНА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Миндигалеева Наталья Алексеевна, преподаватель ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова»



16.00 - Секция «Музыкальное наследие ХХ века в методологическом аспекте»
Ведущий: С.М. Будкеев, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой художественного образования Бийского государственного педагогического университета
Секретарь: Е.А. Богатырёва.

1. ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ А.Ф. ЛОСЕВА, Б.В. АСАФЬЕВА, Ю.Н. ХОЛОПОВА В СВЕТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ МУЗЫКИ
Коломиец Галина Григорьевна, доктор философских наук, профессор Оренбургского государственного университета

2. МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА: ОТ ТРАДИЦИИ К НОВАТОРСТВУ
Тайлакова Елена Владимировна, студентка ГОУ СПО «Прокопьевское музыкальное училище». Научный руководитель: Новикова Любовь Ивановна

3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СКРИПИЧНОЙ ПОСТАНОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Ю.И. ЯНКИЛЕВИЧА
Гомулина Марина Анатольевна, преподаватель ГОУ СПО «Бийский государственный музыкальный колледж»

4. НОВАТОРСКИЕ ЧЕРТЫ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА К. ДЕБЮССИ (НА ПРИМЕРЕ СОНАТВ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО)
Строкова Ирина Васильевна, председатель предметно-цикловой комиссии специализации «Фортепиано», преподаватель ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова»

5. РАЗВИТИЕ ЖАНРА РЕКВИЕМА КАК ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЕРТИ
Сапсуев Андрей Юрьевич, студент Красноярской государственной академии музыки и театра. Научный руководитель: Войткевич Светлана Геннадьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки

6. ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ БАЯНА
Коробейников Михаил Михайлович, доцент кафедры народных инструментов Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмаилова, Заслуженный работник культуры России, композитор

7. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Петров Пётр Викторович, студент Института искусства и культуры Томского государственного университета. Научный руководитель: Кривопалова Вероника Алексеевна, доцент

8. РАБОТА НАД КЛАВИРНОЙ ПОЛИФОНИЕЙ XVIII СТОЛЕТИЯ НА ПРИМЕРЕ ДВУХГОЛОСНЫХ ИНВЕНЦИЙ И.С. БАХА
Будкеев Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой художественного образования Барнаульского государственного педагогического университета

9. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИАСРЕДСТВ В ШКОЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Стоцкая Наталья Владимировна, педагог МОУ СОШ № 56 г. Томска

10. О ЖИЗНИ ТВОРЧЕСТВЕ Э.В. ДЕНИСОВА
Стоцкий Виталий, учащийся 11 класса МОУ СОШ №56 г. Томск

7 апреля

10.00 - Секция «Современное музыкальное образование в России и за рубежом»
Ведущий: М.Л. Лисовая
Секретарь: Н.М. Григорьева

1. ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Торопчина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры музыки Бийского государственного педагогического университета имени В.М. Шукшина. Научный руководитель: Ланкин Вадим Геннадьевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Томского политехнического университета

2. ОРФ-ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Лобанова Надия Бориевна, руководитель Орф-центра ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова»

3. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ В ДОУ)
Фирсова Елена Борисовна, музыкальный руководитель Государственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 381» Сибирского отделения Российской академии наук г. Томск

4. ОБ АСПЕКТАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ХОРОВОЙ СТУДИИ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ «ГЛОРИЯ»
Варенцова Элеонора Дмитриевна, педагог МОУ ДОД «Дом творчества детей и молодёжи» г. Томск

5. РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Пугачёва Альбина Васильевна, педагог МОУ ДОД «Дом творчества детей и молодёжи» г. Томск

6. РЕПЕРТУАРНАЯ ТЕТРАДЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ)
Афанасьев Владимир Павлович, педагог дополнительного образования Детского дома творчества «Планета» г. Томск

7. ЛИЧНОСТНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОРТЕПИАНО
Кондратьева Наталия Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества «Созвездие»

8. ИДЕНТИЧНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Лагутин Игорь Анатольевич, аспирант Бийского педагогического государственного университета

9. СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ланкина Елена Евгеньевна, старший преподаватель Томского государственного педагогического университета, методист Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова

11. РОЛЬ ВОКАЛЬНОГО АУФТАКТА В РАСКРЫТИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Абрамочкина Тамара Алексеевна, председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова», Заслуженный работник культуры РФ

12. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Смирнова Марина Петровна, заместитель директора по научно-методической работе и менеджменту качества образования ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова»


11.30 - Секция «Музыкальное краеведение»
Ведущий: М.Л. Лисовая
Секретарь: Н.М. Григорьева

1. Л.М. КРЫМОВА. ЭСКИЗ ПОРТРЕТА С КОЛЛАЖЕМ
Лисовая Маргарита Леонидовна, преподаватель ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова», Кривопалова Вероника Алексеевна, доцент Института искусств и культуры Томского государственного университета

2. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ГОРОДЕ ТОМСКЕ
Ланкина Елена Евгеньевна, методист ОГОУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова», старший преподаватель Томского государственного педагогического университета

3. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И РОЛЬ МУЗЫКАНТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЕКАТЕРИНОДАРА
Красова Людмила Николаевна, заместитель директора по научно-методической и творческой работе Краснодарского музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова

4. «МУРОВ-ЦЕНТР» В НОВОСИБИРСКЕ
Капицина Наталья, магистр музыкального искусства, методист Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова.

5. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКЕ
Вавилов Станислав Платонович, доцент Томского политехнического университета

6. ОПЕРНЫЕ РЕДКОСТИ НА СЦЕНАХ СТАРОГО ТОМСКА
Вавилов Станислав Платонович, доцент Томского политехнического университета


12.00-13.00 - обеденный перерыв

13.00 – 14.00 – Открытие экспозиции фондов Денисов-центра (фойе центра культуры Томского государственного университета)

<< Назад 

  

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ..>>

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ..>>

ФЕСТИВАЛИ..>>

КОНФЕРЕНЦИИ..>>

История фестивалей и конкурсов имени Эдисона Денисова

1999 г. апрель - Первый городской фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова с участием музыкантов Томска.
2001 г. март - Первый городской фортепианный конкурс современной музыки им. Эдисона Денисова.
2001 г. апрель - Областной фестиваль современной музыки научно-методическая конференция.
2002 г. март - Открытый городской фортепианный конкурс современной музыки им. Эдисона Денисова.
2002 г. декабрь - Фестиваль современной музыки «Традиции и современность» с участием музыкантов Москвы, Томска Новосибирска.
2003 г. май - Фестиваль современной музыки «Традиции и современность» с участием музыкантов Москвы, Томска С-Петербурга, Новосибирска.
2004 г. ноябрь - Международный фестиваль современной музыки им. Эдисона Денисова «Традиции и современность»: Международный конкурс пианистов.
2005 г. май - Международный фестиваль современной музыки с участием музыкантов Мексики, Украины, Германии, России.
2007 г. ноябрь - Первый открытый региональный конкурс юных композиторов им. Эдисона Денисова "EDES".
2007 г. декабрь - Первый международный конкурс молодых композиторов имени Эдисона Денисова "ЕDES".
2014 г. - Международный фестиваль современного искусства имени Эдисона Денисова, посвященный 85-летию со Дня рождения композитора.
 

 

 

Денисов - центр. EDES-center

Денисов-центр создан в апреле 1999 года в год 70-летия выдающегося композитора ХХ века в связи с присвоением имени Э. В. Денисова Томскому музыкальном колледжу.

Подробнее...

 

Страницы биографии Эдисона Васильевича Денисова

Э. Денисов

 

 

 


 

Детские годы

Эдисон Васильевич Денисов родился 6 апреля 1929 года в Томске.

Дом,где родился и жил Эдисон Денисов. Кузнецова 30

 

Дом на улице Кузнецова 30, в котором с 1929 по 1951 год жил Эдисон Денисов

Его отец — Василий Григорьевич (1906-1941) —радиофизик, страстно увлеченный своей специальностью, он стал в 20-е годы одним из зачинателей массового движения радиолюбителей. Василий Денисов изобрел первый в Сибири коротковолновый передатчик, проводил первые опыты по применению радиосвязи в авиации, организовал первую в Западной Сибири широковещательную радиостанцию, разработал аппарат «Магнитон» для музыкальной иллюстрации немых фильмов. Позывные домашней радиостанции Василия Денисова были известны радиолюбителям многих стран.

Мать будущего композитора — Антонина Ивановна Титова (1905 - 1994) — врач. После окончания медицинского факультета Томского университета она занимала различные врачебные должности, долгое время проработала главным врачом туберкулезного диспансера.

Ни мать, ни отец не имели музыкального образования, однако музыка звучала в доме Денисовых часто. Мать, обладая хорошим слухом и красивым голосом, пела, отец неплохо владел фортепиано. Родители хотели отдать сына в музыкальную школу, но он категорически отказался, отозвавшись о музыке как о «девчоночьем занятии».

 

Школа

Денисов учился в общеобразовательной школе № 8 по пр. Кирова.

Школа №8 по проспекту Кирова

Учился Эдисон хорошо. С успехом осваивал физику и математику, изучал немецкий язык. По воспоминаниям матери и школьных друзей учеником он был дисциплинированным, хотя и склонным к некоторым экстравагантностям.

Заниматься музыкой Денисов начал неожиданно для себя и для родителей. В общежитии, где жило семейство Денисовых, он услышал мандолину, на которой иногда поигрывал их сосед. Мальчик брал у него первые уроки. Затем учился на кларнете и по самоучителям — на семиструнной гитаре. Стремление к музыке росло, и возникло желание заняться ею серьезнее. Единственной возможностью учебы для шестнадцатилетнего юноши оказались курсы общего музыкального образования (КОМО) в музыкальной школе № 1 г. Томска.

Здание по пр Ленина 99,где в Э. Денисов посещал курсы общего музыкального образования в музыкальной школе № 1 и где располагалось музыкальное училище.

 

Здание по пр. Ленина 99, где Денисов посещал
курсы общего музыкального образования,
музыкальная школа №1 (бывшее ТОМУ)

Учиться было нелегко, Занятия проходили по вечерам, инструмента дома не было. Поздно вечером приходилось заниматься на пианино в детском саду.

 


Университет

После окончания в 1946 году общеобразовательной школы Э. Денисов поступил в Томский государственный университет на механико-математический факультет.

 

ТГУ. Денисов поступил на механико - математический факультет

 

Внутренним толчком к глубокому освоению математики стали для молодого человека лекции Захара Ивановича Клементьева. Денисова поразили логические связи, которые проводил Клементьев между математикой и другими областями человеческого знания — литературой, искусством.

 

Эдисон Денисов и Захар Иванович Клементьев

Училище

В 1946 году по окончанию школы поступил в Томское областное музыкальное училище на фортепианное отделение в класс Ольги Абрамовны Котляревской. Теоретические дисциплины изучал у Евгения Николаевича Корчинского.

 

Э. Денисов с учителями и студентами музыкального училища

 

В 1-ом ряду слева – Котляревская О. А., справа – Корчинский Е. Н.,

во втором ряду второй слева Э. Денисов

 

В годы учёбы в училище появляются первые опыты сочинения музыки.

Годы учебы в ТОМУ

Учеба в ТОМУ
В период занятий в училище у Денисова впервые проявился интерес к сочинению музыки. Первые опусы, естественно, были подражательными, далекими от будущего стиля композитора. Самые ранние из них - фортепианные прелюдии, писавшиеся с 1947 по 1949 год.
В музыкальном училище Эдисон тоже делал большие успехи и завоевал репутацию студента, обладающего незаурядными музыкальными способностями. Денисов решается на смелый шаг: посылает свои сочинения на суд ... Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.
 
Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович

   — Дорогой Эдик. Ваши сочинения поразили меня. Мне кажется, что Вы обладаете большим композиторским  дарованием. И будет большой грех, если Вы зароете Ваш талант в землю(22.03.1950).

 

 

Письмо Шостаковича

Летом 1951 года Эдисон Денисов становится студентом композиторского отделения Московской консерватории


Консерватория

Следуя совету Шостаковича, Денисов поступил в класс композиции Виссариона Яковлевича Шебалина, где и проучился все восемь лет — пять в консерватории и три в аспирантуре.

Эдисон Денисов:

— Виссарион Яковлевич был не только хорошим композитором и большим профессионалом, но и замечательным педагогом. Он дал мне очень много, и я бесконечно благодарен ему. за это. >Шостакович был прав — композиторскому ремеслу Шебалин учил великолепно.

 

Весной 1956 года Денисов окончил консерваторию. В протоколе заседания Государственной экзаменационной комиссии от 1 июня 1956 года значились три сочинения — опера «Иван-солдат» (первый акт), Симфония для большого оркестра и вокальный цикл "Ноктюрны". Председателем комиссии был профессор Д.Д.Шостакович. Оценка за экзамен — «отлично» (единогласно). В августе 1956 года Денисов поступил в аспирантуру Московской консерватории. Летом этого же года он становится членом Союза композиторов СССР. Рекомендацию ему дал сам Шостакович.

Дмитрий Шостакович:

— Горячо рекомендую в члены Союза советских композиторов Денисова Эдисона Васильевича. Э.В.Денисов обладает большим композиторским дарованием. Его произведения отличаются хорошим вкусом, яркостью мелодии, сердечной лирикой, чувством музыкальной драматургии. Денисов обладает драгоценным для каждого композитора чувством юмора. Несмотря на свою молодость, Э.Денисов достиг высокого профессионализма. Талантливый композитор, разносторонне образованный и культурный человек, Э.В.Денисов обязательно должен находиться в рядах членов Союза композиторов (6 июня 1956).

 

Денисов - учитель

Преподавать в Московской консерватории Денисов начал сразу после окончания аспирантуры. Сначала на кафедре теории музыки. Некоторое время он читал лекции по анализу музыкальных произведений у пианистов. Также он был ассистентом на специальном курсе анализа музыкальных произведений. Затем неудобного «авангардиста» Денисова отправили («сослали») на военно-дирижерский факультет консерватории. Так, он некоторое время «учил солдат писать марши». Неудовлетворенный подобной деятельностью Денисов попросил руководство перевести его работать на кафедру инструментовки, где вскоре он и начал преподавать чтение партитур и инструментовку у студентов теоретико-композиторского факультета.

Занятия в классе по инструментовке подчас давали начинающим композиторам намного больше, чем занятия в классе по специальности. Среди таких учеников Денисова — Дмитрий Смирнов, Сергей Павленко, Владимир Тарнопольский, Иван Соколов, Божидар Спасов, Юрий Каспаров.

Денисов на своих уроках приучал студентов к логике и культуре мышления, стилевой адекватности, стремился дать ученикам настоящую школу оркестровки.

Помимо занятий инструментовкой и композицией в классе Денисова много слушали музыку — Моцарт, Дебюсси, нововенцы, Булез, Ноно, Шнитке, Рославец, Лигети... Такие прослушивания проходили обычно раз в неделю Перед прослушиванием Денисов делал краткие аннотации к сочинению, которые подчас давали намного больше пространных объяснений, показывал особенности композиторской техники. После прослушивания произведение обязательно обсуждалась. Пользу это приносило огромную.

 


АСМ

С середины 80-х годов в жизни Денисова начались ощутимые перемены. Неожиданно для всех он был введен в высший руководящий орган Союза композиторов; в 1990 году Денисов стал одним из семи секретарей его нового рабочего органа. Согласие же Денисова занять этот пост было связано в первую очередь с искренним желанием изменить закостеневшие структуры композиторской организации.

В январе 1990 года в Москве была создана новая творческая организация — Ассоциация современной музыки (АСМ). И ее принципы, и само название напоминало об аналогичной организации, существовавшей в России в 20-е годы. В то время в нее входили наиболее интересные и смелые композиторы — Дмитрий Шостакович, Александр Мосолов, Николай Рославец, Гавриил Попов, Николай Мясковский. Они много делали для пропаганды новой музыки, активно выступали против нашествия так называемых «пролетарских музыкантов», душивших все смелое и творческое, разрушавших традиции.

Первый АСМ был насильственно распущен в 1931 году. Более чем через полвека его идеи продолжились в деятельности второго АСМа. Создан он был по инициативе самих композиторов в качестве творческой альтернативы официальной деятельности Союза композиторов. В инициативное ядро ассоциации вошли наиболее яркие композиторы поколения — Дмитрий Смирнов, Виктор Екимовский, Александр Вустин, Елена Фирсова, Николай Корндорф, Владимир Тарнопольский, Александр Раскатов, Юрий Каспаров. Они решили, что возглавить их организацию должен человек, который всю свою жизнь боролся с конформизмом, шел против течения, защищал новую музыку. Так президентом АСМа был избран Эдисон Денисов

 

Члены АСМ ( Ассоциация современной музыки)
Члены АСМ-2 с Пьером Булезом

Премьеры многих произведений Денисова, как и прежде, чаще всего проходят за пределами родины: «Пена дней» и Симфония — в Париже, Реквием — в Гамбурге, Альтовый концерт — в Берлине. Любое исполнение его музыки вызывает массу откликов. Нередко участвует Денисов в международных музыкальных фестивалях; его охотно приглашают в жюри престижных композиторских конкурсов. Среди них: имени Гвидо д'Ареццо в Италии (1989, 1990), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1991), конкурс духовной музыки в Фрибурге (1991), конкурс в Брешии (1990). В 1989, 1991 и 1993 годах Денисов проводил пользовавшиеся большой популярностью Майстерклассы в Швейцарии и Германии. За успехи в области развития культуры Денисову присужден французский орден литературы и искусств (март 1986 года). С сентября 1990 по март 1991 года Денисов жил и работал в Париже по приглашению руководимого Пьером Булезо института ИРКАМ. Основная деятельность ИРКАМа связана с изучением различных новых акустических возможностей.

 


Денисов в Томске

В 1990 году в Томске состоялись авторские концерты Эдисона Денисова. Это был последний приезд композитора в родной город.

Денисов с родными в Дачном Городке

Денисов с родными и друзьями детства в Дачном Городке


Афиша авторских концертов Э.В. Денисова 23 и 24 марта 1990 года


Фотография с авторского концерта Э.В. Денисова 1990 года. На фото – заслуженный артист РФ В. Максимов


Семья

1957г. - Женился на Г. В. Григорьевой.

1960г. 9 сентября - родился сын Дмитрий.

1965г. 7 июля - родилась дочь Екатерина.

1987г. - Женился на Е. О. Купровской.

1988г. 9 февраля - родилась дочь Анна.

1990г. 7 марта - родилась дочь Мария.

1994г. - попал в автомобильную катастрофу. Отправлен в парижский госпиталь.

1996г. 24 ноября - смерть в парижском госпитале.

>> ФОТОАЛЬБОМ

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика