Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Как прекрасен, но, главное, многообразен мир музыки…

Казалось бы, в нашей коммерциализированной, омассовизованной культуре вдруг появляются островки чудесной музыки. Но почему вдруг? Нет, нет и нет. Музыка звучит всегда, везде -  академическая, эстрадная, фольклорная… Жаль, что мы просто не всегда это замечаем в вертящемся колесе жизни.
  Но, вот мгновение настало, и мы оказываемся на пороге удивительнейшего многодневного события – Международного фестиваля современного искусства имени Эдисона Денисова. Праздник музыки продлится с 12 по 26 октября. И сколько же музыки – разной и прекрасной, понятной и не очень, «сложной» и «легкой» можно будет услышать!  
«Первая ласточка», возвестившая ожидаемую радость, - концерт «Томские премьеры» молодых талантливых музыкантов из Новосибирска, которым 12 октября в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа открылся Фестиваль.
Логично продуманной оказалась уже сама программа концерта, включившая произведения, написанные как в разное время в промежутке почти 60 лет (а меж тем заявлено о современном музыкальном искусстве!), так и авторами, различными по возрасту, опыту, известности, гениальности и, разумеется, по национальной принадлежности (фестиваль-то международный!). 
Конечно, обрамляли концерт шедевры Мастеров – вокальный цикл «Фацелия» Софьи Губайдулиной на ст. М. Пришвина (1957 г.) и «Прощание» из вокального цикла «Твой облик милый» Эдисона Денисова на ст. А. Пушкина (1982 г.). Сразу хочется отметить ансамбль музыкантов, предельно тонко чувствующих авторов, стилистику музыки, и, безусловно, друг друга. В первом дуэте Яны Мамоновой и Алексея Гребенкина, как, впрочем, и в последнем трио, когда к дуэту добавился кларнет (Маргарита Аунц), просто поразила такая тембровая слитность, что трудно вообще было «считать», что в исполнении участвуют несколько музыкантов. Фортепианный звук Алексея как будто создавал бархатистое ложе для сопрано Яны. Но чаще все же улавливался синтез, где голос выступает еще одним «звуко-тембром» фортепиано. Музыкантам поистине удалось передать прелесть фацелии – очень красивого весеннего цветка, соцветия которого напоминают гриф скрипки. И, конечно, не удивительно, что такой цикл был написан С. Губайдулиной в пору романтической молодости.
Таким же «синтезированным» звучанием закончилось произведение Э. Денисова – последние звуки как будто уплывали вдаль, и как же не хотелось, чтобы эта интонирующая (не поющая, не звучащая, а именно интонационно себя проявляющая) «звуко-реальность» не исчезала, а продолжала бы нас «окутывать» своей мягкостью и теплотою.
На афише концерта сразу бросается в глаза улыбчивое лицо кларнетистки Маргариты Аунс. Может быть потому ее выделяешь на афише, что и в концерте, она, будучи, как уже было сказано, прекрасной ансамблисткой, все же слегка «перетянула одеяло» на себя. Но не возможно было не удивляться ее исполнительской технике и тому, как у нее «живет» кларнет. Да, да, именно живет, то выдавая сурдинисто-тускловатую «песнь скальда» в Балладе Юрия Юкечева, то «жонглируя» всеми мыслимыми и не мыслимыми стонами, взвизгиваниями, смехом, говорком, и еще какой-то «белибердой» в пьесе Симона Фонтанелли «Жил был кусок дерева» (пьеса написана по «проделкам» известного итальянского героя Пиноккио в 1997 г., хотя премьера состоялась только в 2011 г.).
Еще одну группу произведений из разряда «легкой» академической музыки составили вариации для фортепиано на тему японской песни «Сакура» молодого новосибирского композитора Андрея Молчанова и «Три песни невинности» для сопрано, кларнета и фортепиано американского композитора Арнольда Кукка на ст. Вильяма Блейка (1957 г.).
Да, исполняя «Сакуру», Алексей Гребенкин показал себя «во всей пианистической красе». Но сама музыка, даже несмотря на экзотически японский тематизм, оказалась достаточно традиционной для виртуозно-концертного пианизма, уходящего своими корнями аж в ХІХ век. Да и американская музыка середины прошлого века тоже как-то уж «резвилась» слишком по-американски, с душком рекламной красочности бродвейского квартала.
Но совершенно одиноким на этом празднике музыки для меня оказалось произведение еще одного молодого автора Глеба Никулина «Вокальный цикл на стихи М. Меттерлинка». Отстраненность произведения от остальной музыки обусловлена тем, что среди образов любви, природы, балладной строгости, шутки, резвости, вдруг возникла ассоциация с известнейшими образами «пляски и смерти». Но в этом-то и заключается «многообразный мир музыки».
 
Елена Тюрикова, кандидат искусствоведения, 
преподаватель Томского музыкального колледжа 
имени Э.В. Денисова
 
 
 
 

Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика