Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Два полюса на одном концерте и в жизни

В рамках Международного фестиваля имени Эдисона Денисова один из концертов обязательно проходит в Томском государственном университете. Известно, что Томское музыкальное училище (ныне – колледж) и ТГУ – два учебных заведения, которые окончил Э.В. Денисов. В них формировалось его мировоззрение, ценности, личностные качества. Поэтому концертная программа, прозвучавшая в Актовом зале ТГУ 11 апреля 2014 года, исполнялась студентами, преподавателями и творческими коллективами этих двух учебных заведений. И даже ведущая концерта Вероника Алексеевна Кривопалова одновременно представляет оба учреждения. Она – преподаватель и руководитель Денисов-центра Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, а также доцент Института искусств и культуры ТГУ. Программа была названа «Звуки не прошедшего времени». И действительно, в концерте звучала музыка, написанная в основном 20-30-40 лет назад, но для нас это не прошлое, не прошедшее, а близкое, родное. Это время детства и юности многих из нас, а исполняемая музыка – это музыка нашего времени.
В первом отделении концерта выступили студенты и преподаватели музыкального колледжа. В исполнении Женского хора специальности «Хоровое дирижирование» прозвучали шесть сочинений советских композиторов разных национальностей: «Ивушка» латыша Яниса Озолиня, «Плачут свечи» и «Озеро» грузина Мераба Парцхаладзе, «Осень» Михаэля Ройтерштейна, а также «К вам, павшие» Родиона Щедрина и «Ветры буйные» из хорового концерта «Лебёдушка» Вадима Салманова. Все номера звучали a’capella, а дирижировали ими студенты 4 курса специальности «Хоровое дирижирование» колледжа А. Мезенцева, А. Головина, П. Нейфельд, А. Козлова, С. Огнесян, М. Рык, которые выбрали эти сочинения на свой приближающийся, выпускной экзамен. 
Ведущая концерта особо выделила сочинение В. Салманова «Лебедушка», которым композитор возродил традицию создания концертов для хора, дал этому жанру новое содержание. Прежде концерты создавались на духовную тематику (концерты Д. Бортнянского или А. Кастальского), а «Лебедушка» сочинена на народный сюжет. Однако в ее основе лежит концертный принцип. Каждая часть Концерта для смешанного хора без сопровождения «Лебедушка» предназначена для определенного состава голосов. Как пишет сам Вадим Николаевич, «… здесь соблюдается прием „соревнования“ солирующих партий, различных групп хора…» Создав хоровой концерт «Лебедушка», В. Салманов не только возродил традицию создания хоровых концертов, но внес огромный вклад в историю хорового искусства.
Несколько лет назад трудно было представить, что в одной музыкальной про-грамме будут звучать произведения композиторов авангардного направления и композиторов, работающих в жанре массовой песни. Кроме того и сами композиторы, принадлежащие к разным направлениям, часто считали друг друга врагами. Однако сейчас, во втором десятилетии XXI столетия, у нас есть возможность более полно представить эпоху, включая сочинения разных, порой полярных композиторов. Так, в исполнении вокального ансамбля специальности «Вокальное искусство» Томского музыкального колледжа (Я. Мошко, Е. Клеменс, А. Хлусова; концертмейстер – И.В. Гуливицкая) прозвучали песни из кинофильмов советского времени - «Кружевница» Е. Птичкина и Р. Рождественского и «Лодочка» Т. Хренникова).
Говоря о полярности, не лишним будет упомянуть тот факт, что Эдисон Денисов одновременно обучался по совершенно разным направлениям – физико-математический факультет университета и фортепианное отделение музыкального училища.
Символизируя объединение в одном произведении двух антагонистических музыкальных направлений, первое отделение концерта продолжила музыка современного английского композитора Карла Дженкинса - № 10 и 11 из кантаты «Stabat mater». Все творчество К. Дженкинса – это союз академической музыки, техники минимализма с направлениями популярной музыки, с элементами этнической музыки и др.
Завершило 1 отделение сочинение американского кинокомпозитора, обладателя премий «Оскар», «Эмми» и «Грэми» Генри Манчини. Прозвучала одна из самых известных его композиций – «Moon river» из к/ф «Завтрак у Тиффани» в исполнении вокального ансамбля специальности «Хоровое дирижирование» (руководитель – Е.В. Царева).
Всё второе отделение концерта представляли музыканты Томского государственного университета. Свое выступление они открыли сочинениями мэтра российского авангарда Э.В. Денисова и молодого томского композитора, члена Союза композиторов России, кандидата искусствоведения Екатерины Приходовской. Три романса из вокального цикла Э.В. Денисова на стихи А. Блока «На снежном костре» (А. Поликарпова - вокал, О. Труш - фортепиано) поведали о периоде одиночества и личных глубоких разочарований композитора, а три пьесы из фортепианного цикла Е. Приходовской «Портреты друзей» (П. Шинкевич – фортепиано) - Леший, Инопланетянка, Солнечный лучик, образно и не без юмора скрывали за собой бывших сокурсников автора.
Последнюю треть концерта составило выступление знаменитой Хоровой капеллы ТГУ, в нынешнем году отмечающей своё 55-летие. Первым номером они исполнили музыку Виссариона Шебалина («Мать послала к сыну думы» на стихи М. Танка) - композитора, в классе которого в Московской консерватории учился Э.В. Денисов. Именно В. Шебалин посоветовал молодому композитору при формировании своего стиля ориентироваться на французскую музыку и прежде всего – К. Дебюсси. Сам Виссарион Яковлевич Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения. В 1920-х годах он являлся членом Ассоциации современной музыки (АСМ); входил в неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Н.Я. Мясковского; был близким другом Д.Д. Шостаковича. Среди учеников В. Шебалина известнейшие композиторы. В том числе - Т.Н. Хренников, О.Б. Фельцман, А.Н. Пахмутова, Ю.М. Чичков, К.С. Хачатурян, А. Николаев, В. Тормис, Э.В. Денисов, С.А. Губайдулина и др.
Специально к концерту в рамках Международного фестиваля современного ис-кусства имени Эдисона Денисова хоровая капелла подготовила несколько миниатюр интереснейшего современного отечественного композитора Юрия Фалика. Будучи глубоким и тонким художником, великолепным мастером, владеющим всеми видами композиторской техники, Ю. Фалик, ощущая собственное «я» и всегда оставаясь самим собой, развивал лучшие традиции в музыке, двигаясь в сторону ясного, естественного, простого и одновременно содержательного. Обладая чутьем, в поиске нового языка композитор опирался на безупречный вкус, лаконизм, цельность, глубину. Особое место в его творчестве занимает хоровая музыка. В произведениях Ю. Фалика красота звучания сочетается с изобретательностью, строжайшей внутренней дисциплиной и высочайшим композиторским мастерством. Все эти особенности прекрасно удалось передать певцам Хоровой капеллы ТГУ под управлением Заслуженного артиста России, профессора В.В. Сотникова. В программе прозвучали 4 части из «Книги канцон» на стихи европейских поэтов XI – XVII веков («Совет девушкам», «Соловей», «Утренняя песня», «Год урожайный»); «Поспевает брусника» на ст. К. Бальмонта из хорового цикла «Осенние песни»; одна из пленительнейших миниатюр композитора – «Незнакомка» на стихи А. Блока; «Народная» из хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина».
Известно, что человеческий голос – самый универсальный и живой музыкальный инструмент, а совместное звучание большого количества голосов способно передавать любые чувства, переживания и впечатления – от тончайших до самых грандиозных. Особенно если поют профессионалы. Слушатели концерта в Актовом зале ТГУ 11 апреля 2014 года в очередной раз могли убедиться в истинности высказанного положения.
 
В.А. Кривопалова, Н.И. Чабовская

Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика