Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Часовой успешный музыкальный юбилей

4 апреля 2014 года в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа имени в рамках Международного фестиваля современного искусства имени Эдисона Денисова состоялась томская премьера «In C» Терри Райли – произведения, отметившего в этом году свой пятидесятилетний юбилей. 
Об «In C» было сказано и написано очень много. Его ни раз называли «манифестом музыкального минимализма», «популярным авангардом» и даже «первой ритуальной симфонической пьесой глобальной деревни». Однако, все эти определения являются в какой-то степени ярлыками, не дающими представления о самом сочинении в полной мере.
Собственно название композиции с музыкального языка переводится как «В До или Звук До», который безостановочно звучит (пульсирует) на протяжении исполнения. 
Думается, главная идея «In C» очень близка одной из мудростей дзен-буддизма, которую любил цитировать Джон Кейдж. Он часто повторял в своих интервью: «Дзен учит: если что-либо кажется тебе скучным в течение двух минут, попробуй то же самое в течение четырех. Если все еще скучно, попробуй за восемь, шестнадцать, тридцать две минуты и так далее, и ты обнаружишь, что это не скучно, а очень интересно». 
Сам же Терри Райли говорил об этом еще проще: «вещи звучат по-другому, если вы слышите их более одного раза. И чем дольше вы их слышите, тем больше они отличаются». И эта идея созерцательности, и в чем-то даже медитативности, и лежит в основе «In C». 
Композитор и музыкант Стив Райх, один из участников первого исполнения «In C», впоследствии назовет такое отношение к времени «музыкой постепенного процесса». Причем составляющие этого процесса всегда предельно просты и легко различимы на слух. 
В «In C» все они умещаются на одном листе. Это 53 коротких мелодических фрагмента, написанные в разных размерах, ладах и содержащие разные длительности. Каждый из исполнителей проигрывает их все по порядку, останавливаясь на каждом столько времени, сколько считает нужным. Порядок вступления мелодических фрагментов свободный, Т. Райли лишь советует не сильно «забегать» вперед и не «отставать», стараясь находиться в 2-3 фрагментах друг от друга.
Собственно исполнительский состав «In C» также может быть любым (правда, услышав о сольном исполнении «In C», Райли всё-таки уточнил, что желательна группа от 20 музыкантов). Исполнительский состав томской премьеры сочинения Т. Райли состоял из 20 музыкантов. Темп отдаётся на «откуп» исполнителям, как пишет Райли «не слишком медленно, но и не быстрее, чем они могут комфортно сыграть». Каждый музыкант может останавливаться в любой момент, и включаться обратно когда ему этого захочется. Продолжительность звучания, соответственно, тоже может быть любой – обычно от 45 минут и до 1,5 часа.
Таким образом, «In C» – это свободная импровизация, нотный текст которой – своего рода её тема, предложенная композитором. И поэтому каждое исполнение уникально и одинаково ценно. Произведение каждый раз по сути рождается заново, подобно тому, как рождаются джазовые импровизации, композиции традиционной профессиональной музыки, исполняемые, например, индонезийский оркестр гамелан или индийские раги. 
Один из таких вариантов сочинения Т. Райли и был представлен томской публике вечером 4 апреля в Хрустальном зале. В исполнении участвовали студенты и выпускники Томского музыкального колледжа, музыканты из новосибирского коллектива «МолОт», а также приглашенные музыканты. В таком исполнительском составе ярче всего проявилась одна из главных особенностей «In C» - доступность. Для исполнения сочинения Т. Райди практически не важен исполнительский уровень каждого музыканта, что является редкостью в произведениях современных композиторов. 
Именно демократичность «In C» позволила соединить на сцене Хрустального зала как студентов первокурсников, музыкантов из Томской филармонии, так и музыкантов, не имеющих за плечами опыта исполнения академической музыки. Со сцены звучали скрипка, альт, гитара, труба и непривычные для академических залов синтезатор, банджо и бас-гитара, создававшие богатую и необычную тембровую палитру. Такое сочетание тембров помогало и музыкантам, и посетителям концерта в самом главном, и, наверное, в единственно важном моменте при исполнении «In C». Оно помогало слушать, как каждый отдельный инструмент, так и их сочетания. Именно в этом ощущении постоянно меняющегося и «живущего» организма и есть суть сочинения Т. Райли. Единственное, что должны в данном случае сделать исполнители – не мешать сочинению развиться, встать на позицию слушающего, потому как «In C» во многом таит опасность стать «музыкой для музыкантов», которую интересно играть, но абсолютно не интересно слушать. Полагаю, что томскому составу исполнителей это удалось. Не смотря на достаточно долгую продолжительность звучания – около часа, ни один из посетителей концерта не вышел из зала, что редкость для вечеров современной музыки, а был полностью погружен в звучащий со сцены неспешно развивавшийся музыкальный процесс. И если это удалось музыкантом, то данное исполнение без всякого сомнения можно назвать успешной премьерой сочинения Т. Райли.
 
Григорий Лосенков, студент 4 курса 
специальности «Теория музыки»
Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова
Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика